Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Владислав дворжецкий биография личная жизнь


Владислав и Евгений Дворжецкие: проклятие рода или трагическая случайность?

У братьев Дворжецких была разница в возрасте 21 год, они были рождены разными женщинами, но оба ушли из жизни в 39 лет при похожих обстоятельствах.

Кто-то считает, что над семьей Дворжецких висит злой рок, кому-то кажется, что это пусть и страшное, но совпадение.

Как бы там ни было, но и Владислав, и Евгений Дворжецкие были яркими, харизматичными актерами, не менее талантливыми, чем их знаменитый отец, актер Вацлав Дворжецкий, который, кстати, дожил до 83 лет.

Владислав Дворжецкий родился 26 апреля 1939 года в Омске. Его родители развелись, когда ему было около 7 лет. В начале 50-х отец женился снова, и Владислав, как ни странно, очень подружился с мачехой.

Когда Вацлав Янович с женой Ривой Яковлевной решили переехать в Саратов (случилось это, когда Владислав уже был совершеннолетний), парень решил поехать с ними. Но однажды он просто исчез. Потом выяснилось, что он вернулся обратно в Омск, где поступил военно-медицинское училище.

Далее была служба в армии, занесшая его на Курильские острова. Там он на какое-то время остался и даже женился. Но супружеская жизнь не заладилась, и Владислав, несмотря на рождение сына, развелся с женой и снова вернулся в Омск.

Он понятия не имел, чем заняться в родном городе. На выручку пришла мама, посоветовавшая пойти в студию актерского мастерства, которая тогда только-только открылась при местном детском театре.

Отучившись пять лет и женившись второй раз, Владислав стал играть эпизодические роли в этом же театре, что совсем не радовало артиста. Он уже подумывал об уходе, но вмешался случай: режиссеры «Мосфильма» по всей стране искали актеров для съемок фильма «Каждый вечер в одиннадцать».

На роль Владислава не утвердили, но его фотографии на всякий случай с собой в Москву увезли. И уже через несколько месяцев Дворжецкий блестяще сыграл в ленте «Бег» по М. Булгакову. Карьера пошла в гору, а брак – под гору.

Самыми известными фильмами с участием Владислава Дворжецкого являются «Бег», «Возвращение «Святого Луки», «Земля Санникова», «Солярис», «Капитан Немо». Всего же он снялся в 17 фильмах.

В остальных просто не успел. Трагедия случилась, когда жизнь, казалось бы, только начала налаживаться: он снова женился, купил квартиру, перевез к себе мать и сына от первого брака, готовился к гастролям…

Именно во время гастролей, в 1978 году, произошла авария: Дворжецкий, не заметив в темноте стоящий на обочине трейлер, влетел в него на всей скорости. Ни сам актер, ни его друг, который находился в салоне, чудесным образом не пострадали.

Однако через два дня после случившегося у Владислава случился инфаркт. Причиной стал пережитый во время аварии сильнейший стресс.

Жизнь Евгения Дворжецкого была не такой скитальческой, как у старшего брата. Родился он в Горьком, 12 августа 1960 года. Его матерью была «любимая мачеха» Владислава.

Как и большинство детей, Евгений и в садике, и в школе участвовал в самодеятельности. В театральные секции и кружки он не ходил и актерских наклонностей не проявлял. Поэтому отец был очень удивлен, когда по окончании школы сын решил поступать в Щукинское училище. Но препятствовать не стал.

Поступил он туда со второй попытки. Был ли он принят, благодаря известной фамилии, или его просто пожалели в связи со смертью знаменитого брата, но Евгений закончил училище прекрасно и очень быстро стал ведущим актером Российского академического молодежного театра.

Вместе с ним на сцене играла и его жена Нина, с которой он познакомился еще во время учебы. Она влюбилась в него, как только увидела на вступительном экзамене, хотя у нее уже был жених. Он в нее – чуть позже, после знакомства.

Брак с Ниной был первым и единственным в жизни актера, которого по-настоящему прославил фильм «Узник замка Иф», где он сыграл сразу две роли.

Впрочем, недостатка в ролях у Евгения Дворжецкого никогда не было: «Михайло Ломоносов», «Диссидент», «Графиня де Монсоро», «Сибирский цирюльник»…

У него был сумасшедший ритм жизни. Близкие говорят, он будто чувствовал, что жизнь его будет короче, чем следовало бы. Да еще и цыганка нагадала…

В тот день, 1 декабря 1999 года он, счастливый и в сопровождении друга, возвращался домой из больницы, где опровергли его подозрения на астму.

Он был рад, что этой болячки не будет у его детей (за полгода до гибели мужа Нина родила ему второго ребенка), и решил незамедлительно сообщить эту новость жене по мобильному телефону.

Не заметив предупреждающего знака, он влетел на своей «девятке» в грузовик. Друг выжил, Евгений – нет.

© Biografia.Ru, 2018 г.

zen.yandex.ru

Владислав Дворжецкий: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.

Советский актер, прославился благодаря ролям генерала Хлудова в «Беге», Бертона в «Солярисе», Ильина в «Земле Санникова», главной роли в «Капитане Немо». 

Владислав Вацлавович Дворжецкий родился 26 апреля 1939 года в Омске в семье актера польского происхождения Вацлава Яновича Дворжецкого и балерины, выпускницы училища имени Вагановой Таисии Владимировны Рэй. Через три года после рождения Владислава его отца арестовали и во второй раз осудили по статье «контрреволюционная деятельность и агитация». Детство сына осужденного было особенно трудным даже для военного времени.

Во время ссылки у Вацлава Дворжецкого и его подруги появилась дочь Татьяна, сводная сестра Владислава. После выхода Вацлава на свободу в 1946 году родители Владислава развелись. 

В середине 50-х Владислав Дворжецкий вместе с отцом и его новой женой Ривой Яковлевной Левите переехал в Саратов, где Дворжецкий старший получил место в Саратовском драматическом театре. Окончив среднюю школу, Владислав вернулся к матери и поступил в Омское военно-медицинское училище училище. Там он увлекся театром, участвовал в студенческих постановках. 

После окончания училища Владислав Дворжецкий был призван в армию и отправлен на остров Сахалин, где стал старшим фельдшером полка морской пехоты. Отслужив, он остался на Сахалине, женился и устроился на работу в аптеку.

После развода с женой Альбиной, которая подарила ему в 1962 году сына Александра, в 1964 году Владислав Дворжецкий вновь оказался в Омске, где неожиданно вместо медицинского университета поступил в студию при Омском ТЮЗе, где преподавала его мать. В 1967 году Владислав Дворжецкий стал актером Омского областного драматического театра, однако большие роли ему не давали. 

Владислав Дворжецкий / Vladislav Dvorzhetskii в кино 

В кино Дворжецкий попал волей случая, благодаря ассистентке с «Мосфильма», которая привезла из Омска в Москву фотографии актера с яркой, запоминающейся внешностью. 

Фотографии Владислава Дворжецкого попались на глаза режиссерам Алову и Наумову, которые искали актера на роль генерала Хлудова в экранизации романа Михаила Булгакова «Бег». Фильм вышел в 1971 году и сделал ранее неизвестного провинциального актера звездой. В том же году на экраны вышел детектив «Возвращение “Святого Луки”», в котором Дворжецкий сыграл вора по кличке Граф. 

Увидев Дворжецкого в «Беге», Андрей Тарковский пригласил его в свой новый фильм «Солярис» на роль Анри Бертона.

В 1972 году Владислав Дворжецкий был утвержден на роль в фильме «Земля Санникова», где сыграл организатора похода к легендарной земле Санникова Александра Ильина. 

Сломав стереотип отрицательного героя, Дворжецкий продолжал активно сниматься – в 1973 году вышли сразу два фильма: «Зарубки на память» и «Нам некогда ждать». 

В фильме 1974 года ему, сыну ссыльного, доверили сыграть коммуниста Ярослава Гайдая в картине «До последней минуты». Эта роль принесла Владиславу Дворжецкому Государственную премию УССР. 

После этого режиссеры видели актера в героическом свете. Он сыграл главную роль в экранизации романа Жюля Верна «Капитан Немо», роль летчика в фильме «За облаками небо» и комбата в военной драме «Возврата нет». 

В 1976 году Дворжецкий вернулся на театральную сцену, сыграв в московском Театре-студии киноактера роль святого Антония в «Чуде» по Метерлинку. Параллельно он снимался в Ялте для телевидения в фильме «Встреча на далеком меридиане». 

В том же году напряженная работа и бытовая неустроенность актера дала о себе знать – находясь в Крыму, он пережил два инфаркта. Тем не менее, в 1977 году он вернулся в Москву и продолжил сниматься – во «Встречах на далеком меридиане» и «Однокашниках». 

28 мая 1978 года Владислав Дворжецкий скончался от инфаркта в возрасте 39 лет во время гастролей в Гомеле. Актер похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. 

Во время учебы в студии Омского ТЮЗа Владислав познакомился с актрисой Светланой Пиляевой, в 1968 году у супругов родилась дочь Лидия. Их брак распался в начале 70-х, когда Владислав начал активно сниматься и переехал в Москву, куда, не имея собственной квартиры, не мог перевезти жену и дочь. 

Третьей женой Владислава Дворжецкого стала модель Ирина, ставшая матерью его второго сына Дмитрия. После развода в середине 70-х сын остался с матерью. 

За полтора года до гибели актер встретил свою последнюю любовь – Наталью Литвиненко. 

Помимо сестры Татьяны у Владислава был сводный брат Евгений Дворжецкий, известный актер и популярный телеведущий. Он погиб в возрасте 39 лет в результате автокатастрофы. 

О судьбе актера был снят документальный фильм «Владислав Дворжецкий. Неприкаянный». 

  • Однокашники (1978), роль: Николай Лобанов
  • Встреча на далеком меридиане (1977), роль: Реннет
  • Юлия Вревская (1977)
  • Легенда о Тиле. Фильм второй – Да здравствуют нищие! (1976), роль: король Филипп
  • Легенда о Тиле. Фильм первый – Пепел Клааса (1976), роль: король Филипп
  • Там, за горизонтом (1975), роль: Сергей Руднев
  • Капитан Немо (1975), роль: Немо
  • Единственная дорога (1974), роль: Хольц
  • Открытая книга (1973), роль: Львов
  • Зарубки на память (1973), роль: Радукан
  • За облаками – небо (1973), роль: Руднев
  • Возврата нет (1973), роль: Никитин
  • До последней минуты (1973), роль: Ярослав Гайдай
  • Земля Санникова (1973), роль: Ильин
  • Солярис (1972), роль: Анри Бертон
  • Нам некогда ждать (1971), роль: Орлов
  • Возвращение «Святого Луки» (1970), роль: Карабанов
  • Бег (1970), роль: генерал Хлудов

www.vokrug.tv

Владислав Вацлавович Дворжецкий

26 апреля могло бы исполниться 79 лет известному советскому актеру Владиславу Дворжецкому, но 40 лет назад его жизнь оборвалась после автокатастрофы. На тот момент ему было всего 39 лет. Он ушел на пике популярности, сыграв роли в легендарных фильмах «Бег», «Солярис», «Земля Санникова» и «Капитан Немо».

Владислав и Евгений Дворжецкие

А спустя 21 год при таких же загадочных обстоятельствах погиб его младший брат, актер Евгений Дворжецкий, известный по фильму «Узник замка Иф». Самым удивительным было то, что он тоже скончался в возрасте 39 лет и причиной была тоже автокатастрофа. Владимир и Евгений продолжили актерскую династию – их отец, выходец из польской дворянской семьи Вацлав Дворжецкий, был известным актером.

Вацлав Дворжецкий

Больше 10 лет он провел в сталинских лагерях за «контрреволюционную деятельность», как участник кружка «Группа освобождения личности». Из-за этого долгое время он не мог устроиться ни в один театр – бывшего заключенного никуда не принимали. Тем не менее он сыграл больше 100 ролей в театре и около 90 ролей в кино.

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий — актер с марсианскими глазами и магически притягательной внешностью. Звезда советского кино, будто предчувствуя раннюю кончину, торопился жить. Беспрестанные съемки, четыре любимых жены, трое детей и внезапная смерть — бешеный ритм биографии актера.

Владисла́в Ва́цлавович Дворже́цкий (1939—1978) — советский актёр театра и кино.

Родился 26 апреля 1939 года в Омске в семье балерины Таисии Рэй (выпускница ленинградского хореографического училища имени Вагановой) и актёра Вацлава Дворжецкого.

Владислав Дворжецкий в детстве

Владислав Дворжецкий в детстве

Детство Владислава было трудным. Осенью 1941 года «за контрреволюционную пропаганду и агитацию» был арестован его отец. Возникли трудности с работой у матери — Таисии Владимировны. Ребёнок нередко голодал, оставался без присмотра в холодной квартире. Позже от «доброжелателей» на улице узнал, что его отец — «немецкий шпион», находится в заключении, а не воюет на фронте, как говорила мать. В конце 1945 года Вацлав Дворжецкий вернулся из заключения, однако семья к тому времени уже распалась.

В ссылке Дворжецкий-старший встретил вольнонаемную служащую, которая родила ему дочь. В 1946 родители будущего актера развелись, но дружеских отношений с отцом Владислав не прекращал. Позже, уже в 1955 году он подростком вместе с отцом и его женой, режиссёром Ривой Яковлевной Левите, «любимой мачехой», как нежно называл её Владислав, уезжает в Саратов. Там их ждала новая работа в областном театре драмы. В Саратове Влад окончил школу, получив аттестат зрелости.

Владислав Дворжецкий в детстве

В 1956 году, никого не предупредив, юноша сел на поезд и вернулся в родной Омск, где поступил в медицинское училище. Получив диплом в 1959, выпускник призван в ряды Советской армии.

В 1959—1961 годах служил в армии на Сахалине — фельдшером-начальником аптеки медицинского пункта полка. Там на танцах познакомился со своей будущей женой Альбиной. Спустя три года бросил её и сына Александра (по одной из версий — из-за измены Альбины).

Из-за неурядиц в личной жизни молодой человек вернулся в Омск и планировал продолжить образование в медицинском институте, но опоздал к началу вступительных экзаменов.

Надо сказать, что еще со времен училища Дворжецкий увлекался театральной самодеятельностью. Причем не только играл в спектаклях, но и выступал в роли организатора. Не прекращалось увлечение творчеством и в армии.

Поэтому по совету матери актер-любитель поступил в студию при Омском детском театре в 1964г. В этой студии она будет преподавать «танец». Среди студийцев, вчерашних школьников, он, 26-летний, старше всех, признанный лидер. Учится с интересом и жадностью. Окончив обучение в 1965, Владислав стал профессиональным актером и вошел в коллектив детского театра.

На сцене артист не добился успехов, исполняя в основном эпизодические роли. Как позже высказывался режиссер Владимир Наумов, Дворжецкий оказался истинным актером кино. Зрителю необходимо видеть лицо и мимику Владислава, изучать эмоции и чувства, передаваемые на крупном плане. Достигнуть подобного результата в театре невозможно.

В этом же театре работала вторая его жена — актриса Светлана Пиляева[2], в 1968 году рождается дочь Лидочка.

В 1968 году Наталья Коренева искала актёров для фильма С. Самсонова «Каждый вечер в одиннадцать», увидела Владислава в омском театре и взяла его фотографии. Но в фильм Самсонова Дворжецкий так и не попал. Через несколько месяцев фотографии Дворжецкого увидели режиссёры А. Алов и В. Наумов, которые приступали к съёмкам фильма «Бег» по М. Булгакову. Лицо актёра им показалось интересным, и они вызвали его на пробы.

Почти одновременно с утверждением Владислава Дворжецкого на роль белогвардейского генерала Хлудова в кино состоялся и дебют его отца — Вацлава Дворжецкого. Причем так же, как и сын, он играл врага — шефа германской разведки Лансдорфа в фильме Владимира Басова «Щит и меч» (1968).

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий так вспоминал о приглашении на роль Хлудова:

Получив телеграмму с приглашением на кинопробу, я кинулся перечитывать пьесу Булгакова. Стали гадать с женой, кого бы я мог там сыграть. Светлана сказала: «Может, Хлудова?» Она всегда преувеличивает мои возможности. А я, конечно, на эту роль и не замахивался. При первой встрече режиссёры предупредили меня: «Не стесняйтесь, будем Вас разглядывать». Пробовали на роль Голубкова, потом на роль начальника контрразведки Тихого. А я целый месяц маялся в Омске ожиданием и всё на что-то надеялся. Наконец свершилось. Был вызван вторично. Догадка моей жены подтвердилась — поручили Хлудова. Работа над ролью началась с невероятно сложной сцены в салоне поезда: Хлудов в бреду, его преследует призрак повешенного солдата, осмелившегося сказать Хлудову об его зверствах… Было ужасно страшно. Пережил и это. И потекли дни работы, изнурительной и радостной…

Дворжецкий рассказывал о своей актерской задаче: «Каждая роль — кусок жизни. Я живу жизнью своих героев. Принимаю на себя их ошибки, их преступления. Пытаюсь как-то понять этого человека. Я не оправдывал палача Хлудова. Я пробовал объяснить логику драматурга: как человек попадает в такую ситуацию, как становился палачом, чем за это платит. В предложенном мне образе были изначальные сила, ум, энергия — человечески ценные качества. Я и хотел рассказать, как это все-таки не спасло моего героя от крушения. В «Беге» мне повезло: у меня были талантливые, мудрые режиссеры. Они никогда не «передразнивают» актера. Я ощущал чудное, ласковое отношение ко мне и партнеров — Алексея Баталова и Михаила Ульянова»

Александр Алов и Владимир Наумов.

Режиссер Владимир Наумов говорил:

«Актером Владислав был, конечно, необыкновенным. Кого я только не снимал – самых выдающихся, прославленных и знаменитых, и не только отечественных… Все разные, каждый по-своему уникален, и во Владике была своя выдающаяся ценность – он обладал магическим, каким-то особым мистическим свойством притягивать внимание к собственной персоне. Владик – умел молчать на экране. А это очень трудно!.. Говорить натурально научились все. Великий русский артист Мочалов мог молчать на сцене несколько минут, и зритель не мог от него оторваться… И вот таким магическим свойством обладал Владик Дворжецкий. Он владел тем редким даром, который мы называем «внутренняя тишина».

«Бег» 1970

«Бег» — советский двухсерийный кинофильм режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова, снятый по мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море».

1920 год. Гражданская война на Юге России близится к завершению. После наступления Красной армии в Крыму начинается исход всех, кто искал спасения от «окаянных дней» (по словам Ивана Бунина) революции (1917 год).

«Бег» 1970

В этом страшном течении оказываются рядом самые разные люди — беззащитная Серафима Корзухина и полковая дама Люська, приват-доцент Голубков и генерал Хлудов. Выброшенные в «тараканьи бега» стамбульской (Турция) эмиграционной жизни, русские интеллигенты теряют почву под ногами. Последним шансом спасти Серафиму становится поездка Голубкова и генерала Чарноты в Париж (Франция) — на розыски её сбежавшего мужа. Поездка приводит к поразительным результатам.

«Бег» 1970

Консультантом фильма была Елена Булгакова (третья жена и муза Михаила Булгакова), которую Наумов называл прекрасной мистической женщиной и говорил: «Я не понимаю, наши отношения сон или явь?..»[2]. По его же словам, Елена Сергеевна являлась звеном между съёмочной группой фильма и Михаилом Афанасьевичем.[1]

Елена Булгакова внесла в фильм сцену, когда гробовщик проводит пальцем по щеке одного из белых офицеров и говорит: «Надобно побриться! А то мёртвого будет не сподручно брить!».[1]

Финал пьесы образца 1928 года — о возвращении Хлудова, Серафимы Корзухиной и Голубкова в Россию. Переработанный автором вариант 1937 года : оставленный в Константинополе Хлудов пускает себе пулю в лоб. Сценаристы в финал фильма ввели одинокую фигуру Хлудова, смотрящего в морскую даль в окружении бродячих собак[1]

«Бег» 1970

О съемках фильма рассказывает оператор фильма Леван Пааташвили:

Однажды мои друзья, режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов, предложили мне снимать широкоформатную картину «Бег» по мотивам произведений Михаила Булгакова. Не раздумывая ни секунды, я согласился. Драматургия предполагала масштабный разворот исторических событий, крупные характеры, огромные массовки, напряженный ритм действия.

Я впервые столкнулся в работе с материалом большой философской силы и прекрасно понимал, что не только профессиональная подготовка, но и общая культура каждого участника фильма будут в той или иной степени видны на экране, а сама картина располагает скорее к философскому размышлению, к созданию цельного поэтического образа, чем к излишне яркой красочности, а тем более к станковой живописности. Для русского пейзажа характерна монохромность, в ней осторожно играют теплые отсветы заходящего зимнего солнца, исчезающие в вечерней дымке пасмурной изморози. Вместе с тем для России органичен масштаб и стиль гигантской фрески с ее цельностью композиции и сдержанной, обобщенной тональностью.

«Бег» 1970

Советское киноначальство сразу же устроило для нашей группы просмотр запрещенного в СССР фильма Дэвида Лина «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака. Фильм поразил всех размахом постановки, великолепными актерами и — лично меня — виртуозной операторской работой Фредди Янга.

Алов и Наумов выбрали для булгаковской эпопеи, состоявшей из двух основных частей -«Родина» и «Чужбина», реалистический ключ. Этот ключ помог мне, памятуя об остром характере подачи материала в их предыдущем, запрещенном в те времена фильме «Скверный анекдот», остановиться на сдержанной манере съемки для передачи событий прошлого. Но, благодаря особому напряжению чувств, которое все мы испытывали вместе с булгаковскими героями, прошлое могло бы стать созвучным с современностью. Поэтому необходимо было найти наиболее точные решения, создать выразительные образы героев и среды.

Талантливый художник-постановщик Алексей Пархоменко сделал интересные эскизы, которые помогли определить стилистику фильма. В них уже были намечены основной изобразительный ход и некоторые композиционные и цветовые решения. Пархоменко сумел создать целые комплексы павильонных и натурных декораций с учетом выразительных возможностей широкого формата.

«Бег» 1970

Художник по костюмам Лида Нови незадолго до «Бега» закончила работу с Тарковским на «Андрее Рублеве». Она предложила провести пробы на пленке различных образцов тканей для красноармейских и белогвардейских шинелей, чтобы гармонично выстроить цветовую гамму костюмов. Делалось это не только ради хроматического решения фильма, но и потому, что при широком формате вопросы глубины, резкости, цветовой перспективы и «стереоскопичности» изображения совершенно иные, чем в обычном формате. Поэтому при съемке массовых сцен на общем плане мы могли бы распределять по кадру отдельные группы людей в теплых или холодных тонах, в соответствии с тональной перспективой. Костюмы также органически связывались с декорациями по цвету для создания единого колористического решения.

Мало было подобрать, сшить костюмы, решить их в установленной цветовой тональности, надо было еще «обжить» их. Это было непростым делом.

Актерские пробы проводились с исполнителями главных и второстепенных ролей, а также с небольшими массовками, чтобы «пощупать» пластику оптического характера широкоформатного изображения и понять, как будут выглядеть и действовать актеры в этой среде. Но этого недостаточно — нужно еще уметь проникнуть во внутренний мир актера. Портретное искусство — сложная область в кинематографе.

Мы долго не могли найти натуру для съемки «снов Хлудова». В процессе поисков особое впечатление на нас произвело соленое озеро Баскунчак в районе Волгограда. Это бесконечная гладь ослепительно белой соли, похожей на ледяной покров. Когда летнее солнце опускалось к горизонту, на белой поверхности от фигур и предметов появлялись длинные километровые тени, и это выглядело как сновидение. Натура подходила нам идеально, но, к сожалению, в этой «пустыне» не было воинских частей, необходимых для массовых сцен.

«Бег» 1970

Наконец, после долгих поисков я неожиданно нашел натуру с необычно интересной фактурой. Это были люберецкие карьеры, где добывают песок для стройки, — масштабные нагромождения странных конфигураций уходящих в глубину песчаных насыпей. Нам удалось на материале этой натуры создать гармонию цвета, света и формы, выделяя лишь отдельные драматургические моменты. Здесь мы отсняли все сны Хлудова и основные боевые сцены с Красной Армией.

На этом фильме я стремился создать основу для «правды света», стараясь заполнить свободное пространство большими широкими потоками освещения, а не только отдельными пятнами света, которые трудно объединить и приблизить к реальности.

«Бег» 1970

Особое место в портретной галерее героев фильма занимал образ генерала Хлудова. Режиссеры рискнули взять на эту сложную роль молодого актера Владислава Дворжецкого. Дворжецкий поражал своим внешним обликом — пластически выразительной фигурой и пронзительным взглядом.

Снимая крупные планы Хлудова, я, словно скульптор, стремился светотеневым освещением вылепить объем его лица, чтобы придать необычную выразительность портретному образу. Дворжецкий всего себя отдавал работе — свое сердце, темперамент, душу. Аккумулируя в себе сложную гамму чувств, он умел раскрывать ее через внешнюю выразительность — мимикой, эксцентричным жестом, глазами… В его облике появились те еле уловимые признаки «сумасшедшинки», которые придавали его герою булгаковскую интонацию.

Владислав Дворжецкий в фильме «Бег»

Владислав Дворжецкий в фильме «Бег»

Значительное место в картине «Бег» занимало черно-белое изображение («сны Хлудова»). Все кадры строились исключительно по линейному глубинному принципу при использовании короткофокусной оптики с обнаженно-жестким рисунком без всяких эффектов тональной перспективы. Черно-белые кадры монтировались встык с цветными без наплывов, затемнений и прочих приемов. Один из таких кадров в «Беге» — «первый сон со слепыми». Он возникает у Хлудова неожиданно, в салон-вагоне поезда, движущегося сквозь отступающую белогвардейскую армию.

В мрачном замкнутом пространстве вагона с зашторенными окнами, на трясущемся столике стояло много горящих свечей, их теплые лучи хорошо выделяли на общем плане фигуру генерала, сидящего под огромной, на всю стену, монохромной картой. При установке света, учитывая темную фактуру декорации, я старался не увлекаться ложными эффектами мерцающих свечей. Напротив, хотел создать характер умеренного, нормального освещения, которое точнее передавало бы состояние Хлудова, преследуемого постоянными видениями, тем более что эффект освещения создавался не одной свечой, а потоком от собранных вместе источников света.

«Бег» 1970

После сцены с есаулом Хлудов подходит с Библией в руках к окну вагона, отдергивает штору и в открытое окно выбрасывает книгу на дорогу, по которой бредут усталые солдаты. Этот кадр на фоне естественной натуры (монтажная врезка) снимался отдельно в декорации, установленной на движущейся железнодорожной платформе, с применением минимального искусственного освещения. Затем Хлудов в оцепенении снова возвращается на прежнее место, ложится, укрывается шинелью, прикрывает глаза, и под точно найденный музыкальный ритм перед нами возникает иной мир — мир грез и видений. Тысячная массовка на общем плане была фронтально распределена на огромной наклонной песчаной плоскости, похожей на одну из «граней» египетской пирамиды. Эту плоскость в глубине с двух сторон замыкали две другие такие же плоскости, расположенные в пространстве так, что их уходящие в глубину линии создавали иллюзию разных перспектив.

«Бег» 1970

Второй сон: Хлудов один и, сидя спиной к нам, вновь начинает погружаться в «свой мир». Основной общий план этого эпизода строился на линейной геометрии объемов и плоскостей, снятых широкоугольным объективом (40 мм) для усиления эффекта прямой перспективы. В правой части кадра, диагональю разрезая пустое пространство, уходит в глубину — в бесконечность — узкий дощатый стол, за которым сидят не менее пятисот солдат с винтовками в руках. Эта законченная графическая композиция хорошо «читается» не только за счет эффекта широкого формата, но и благодаря точно найденной конструктивной структуре кадра на фоне абстрактной среды песчаной насыпи.

В последующих интервью, отвечая на вопрос о таком повороте в своей жизни, Владислав говорит о роли в судьбе его Величества случая. А Наталью Кореневу он называет с тех пор своей «киномамой».

Едва были завершены съёмки в «Беге», как Дворжецкого пригласили в ещё одну мосфильмовскую картину — «Возвращение „Святого Луки“».

«Возвращение „Святого Луки“»

«Возвращение „Святого Луки“»

«Возвращение „Святого Луки“»

И тоже сниматься надо на «Мосфильме». Еще раз он сыграет отрицательного персонажа. Это будет вор-рецидивист Карабанов, кличка которого — Граф. Правда, сначала было решено, что его сыграет Георгий Жженов. Воспротивилось руководство «Мосфильма». Оно считало Жженова исключительно положительным, поэтому просто не позволило ему сыграть роль бандита. Было внесено предложение отдать эту роль кому-нибудь из молодых, начинающих актеров. У Дворжецкого кинокарьера как раз только начиналась, его еще мало знали. Так он был утвержден. Чтобы создать эффект посильнее, актера не стали гримировать. За лысину члены съемочного коллектива картины называли его Черепом, на что Дворжецкий, впрочем, не обижался.

Фильмы «Бег» и «Возвращение „Святого Луки“» вышли на широкий экран в один год — 1971. С этого момента имя Владислава Дворжецкого стало известно миллионам зрителей.

Следующей киноработой Дворжецкого стала роль пилота Бертона в фильме «Солярис» (1972) А. А. Тарковского, сняться у которого Владислав мечтал всегда. Ради этого фильма он отказывается от участия в киноэкранизации чеховской «Моей жизни», в которую приглашён и его отец, актёр Вацлав Дворжецкий.

Идея экранизации «Соляриса», фантастического романа польского писателя Станислава Лема, возникла у Андрея Тарковского в 1968 году. Это произведение интересовало режиссера своей философской глубиной.

Действие романа происходит на космической станции, которая расположилась на планете Солярис, покрытой странной субстанцией- Океаном. Получив оттуда непонятные сигналы, на Земле решают отправить на станцию психолога Криса Кельвина, чтобы тот, разобравшись в сложившейся ситуации, принял окончательное решение о судьбе станции и «соляристики» вообще. Но на Солярисе Крису является его бывшая возлюбленная Хари, на Земле покончившая с собой. Постепенно становится понятно, что Хари, как и «гости» других членов экипажа, — это нейтринная модель, вычитанная «мыслящим» Океаном из человеческого подсознания. Главная идея автора- проблема контакта с гигантским познающим разумом.

Первый вариант сценария «Соляриса» Тарковский подготовил в соавторстве с писателем Фридрихом Горенштейном (в дальнейшем сценаристом «Рабы любви» Никиты Михалкова) летом 1969 года. Эта версия предполагала, что две трети действия будет разворачиваться на Земле. Такой вариант не устроил ни «Мосфильм», ни Лема. Лем привлекался к дальнейшей работе, которая обернулась чередой конфликтов. В итоге писатель так и остался недоволен окончательной версией сценария, готовой к лету 1970 года. Тарковский изменил сюжетную линию первоисточника, сместил акценты с научной проблематики на нравственную, убрал ряд важных сцен, ввел новых героев — в общем, создал, скорее фантазию на тему оригинального романа.

Свою задачу Тарковский видел в том, чтобы «…»Переплавить» литературное произведение в кадры фильма-… суметь рассказать в экрана свою версию литературной основы, рассказать свою читательскую версию… Мне бы хотелось так снять «Солярис» чтобы на экране не возникало чувства экзотики (технической я имею в виду)». А вот «Подробное же разглядывание технологических процессов будущего превращает эмоциональный фундамент фильма как художественного явления в мертвую схему, претендующую на правду,…».

Сам же автор повести так говорит о фильме:

«К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению,режиссер лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание». Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довел бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести, которые усиливались ее появлением, причем появлением в обстоятельствах странных и непонятных. Этот феномен очередных появлений Хари использовался мною для реализации определенной концепции, которая восходит чуть ли не к Канту. Существует ведь Ding an sich, непознаваемое, Вещь в себе, Вторая сторона, пробиться к которой невозможно. И это в моей прозе было совершенно иначе воплощено и аранжировано… А совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввел в фильм родителей Кельвина, и даже какую-то его тетю [Тарковский старался задействовать в своих фильмах не только профессиональных актеров, но и непрофессионалов. Так, в «Солярисе» на роль «какой-то его тети» он пригласил директора картины Тамару Георгиевну Огородникову]. Но прежде всего — мать, а «мать» — это «Россия», «Родина», «Земля». Это меня уже порядочно рассердило. Были мы в тот момент как две лошади, которые тянут одну телегу в разные стороны… В моей книге необычайно важной была сфера рассуждений и вопросов познавательных и эпистемологических, которая тесно связана с соляристической литературой и самой сущностью соляристики, но, к сожалению, фильм был основательно очищен от этого. Судьбы людей на станции, о которых мы узнаем только в небольших эпизодах при очередных наездах камеры, — они тоже не являются каким-то экзистенциальным анекдотом, а большим вопросом, касающимся места человека во Вселенной, и так далее. У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нем домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя от возмущения. Тот эмоциональный соус, в который Тарковский погрузил моих героев, не говоря уже о том, что он совершенно ампутировал «сайентистский пейзаж» и ввел массу странностей, для меня совершенно невыносим».(Из книги «S.Beres’. Rozmowy ze Stanislawem Lemem» Krakow, WL, 1987, s.133-135)

И еще об этом же в интервью газете «Московские новости» (номер от 18.06.1995 г.):

«Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот». Не в том дело, разумеется, что Тарковский перенес на Землю сюжетную завязку романа: предоставил Крису Кельвину возможность заранее встретиться с живым свидетелем тайн Соляриса пилотом Бертоном. Он вернул ему нечто большее — физическую полноту земного бытия: шум дождя, утренний голос птицы, текучую темную глубь воды, сырую влажность сада, раскидистую крону дуба, живой огонь костра, сутулость отцовской спины и желтоватую седину на его висках, отчий дом, полный воспоминаний, семейные фотографии. Все то, что не замечается, когда оно есть, и становится мучительно необходимым и важным, когда его нет.

Параллельно с работой над сценарием Тарковский искал актеров. Самым сложным для режиссера был выбор исполнительницы роли Хари, которой, в отличие от книги, отводилась едва ли не главная роль. В 1970 году Тарковский видел в качестве основной претендентки шведскую актрису и любимицу Ингмара Бергмана Биби Андерссон. Также рассматривались первая жена Тарковского Ирма Рауш и Алла Демидова. Однако ближе к съемкам режиссер решил, что более подходящей кандидатурой будет Наталья Бондарчук, несмотря на всего лишь двадцатилетний возраст и скромную актерскую практику. И Тарковский не ошибся. Позже он даже замечал, что Бондарчук удалось на площадке затмить более опытных коллег. В их числе оказались Донатас Банионис, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий и постоянные актеры Тарковского Николай Гринько и Анатолий Солоницын. Баниониса озвучил Владимир Заманский, а Ярвета — Владимир Татосов. Тарковский отбирал актеров таким образом, чтобы они максимально совпадали со своими персонажами. По той же причине в эпизодах и массовке у режиссера также играли типажно близкие люди. Например, в эпизоде международного симпозиума снимались настоящие иностранцы.

Кадр со съемок фильма «Солярис», 1971 год

Съемки «Соляриса» начались в марте 1971 года и с перерывами продолжались до декабря. Их география достаточно обширна. Павильонные сцены снимали на «Мосфильме». Натурные — в Москве, в Крыму и в Звенигороде — у Саввино-Сторожевского монастыря и на берегу реки Рузы. Там, например, нашли удачное место для дома главного героя — своего рода котлован с прудом и деревьями, в котором можно было снимать на 360 градусов, не боясь впустить в кадр современный мир. Кроме того, в сентябре-октябре группа в ограниченном составе отправилась в Токио. Здесь нашли эффектную многоуровневую автостраду с необходимым футуристическим типом архитектуры — там были тоннели, развязки, эстакады, а пролегала она как под городом, так и над ним. Поклонники жанра научной фантастики часто ставят в упрек Тарковскому то, что пространство и дизайн в «Солярисе» кажутся недостаточно футуристичными. Но именно такой и была задача режиссера — он хотел показать будущее с точки зрения людей, в нем живущих, то есть, воспринимающих будущую материальную культуру как обыденность, данность, а не как экзотику (скажем, в «Космической одиссее» Стэнли Кубрика будущее показано именно экзотикой). Поэтому костюмы, мебель, детали интерьеров, вроде пультов и датчиков, делались как нечто, условно говоря, «бывшее в употреблении». Между собой авторы даже называли станцию «разбитым старым автобусом».

В основе визуального решения картины лежит противопоставление Земли и космической станции. По словам Юсова, снимая земные эпизоды, авторы пытались разглядеть и запечатлеть на пленке фактуры, связанные с природой: водоросли, деревья, воду, траву и так далее. Станция же и другая планета связаны с искусственными и более грубыми фактурами. По тому же принципу в кадре постоянно сталкиваются теплые и холодные оттенки, цвета земли и неба. Доминирующим при этом является желтый цвет — цвет Соляриса. На изобразительное решение картины, как, в общем, и на весь визуальный стиль Тарковского, во многом оказала влияние живопись эпохи Ренессанса. Это выражается в выборе цветовой палитры, в мизансценировании и в общей атмосфере. Показателен такой момент. На кадр, в котором Крис Кельвин под дождем прощается с Землей, повлияла одна из работ мастера раннего Возрождения Витторе Карпаччо — Тарковский перенес на своего героя отстраненность персонажей увиденного полотна. Также в «Солярисе» можно найти множество отсылок к знаменитым картинам. Как уже говорилось, в оформлении интерьеров авторы использовали реплики работ Брейгеля и Андрея Рублева, а хрестоматийный финальный кадр встречи Криса с отцом воспроизводит полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Солярис

Солярис

Владислав Дворжецкий в фильме «Солярис»

Владислав Дворжецкий о работе над ролью Бертона рассказывал:

«Очень важными по смыслу в «Солярисе» становятся эпизоды пресс-конференции Бертона. Бертон, побывавший когда-то на далекой планете, ищет в нынешних людях, отправляющихся в далекие миры, человечности. А сам он человек-загадка. Да, когда-то Бертон в межпланетной экспедиции встретился со страшной и загадочной субстанцией — Океаном. С субстанцией, материализующей человеческую мысль. Мы видим на экране глаза молодого человека, в которых удивление, испуг перед Океаном. И видим потом измученные глаза старика, в которых раз и навсегда отразилось непознаваемое».

В бытовом отношении московская жизнь Владислава не устроена — ему некуда забрать жену с дочерью, самому приходится скитаться по друзьям. В Омский театр он решает не возвращаться, — «В своем отечестве пророком мне не быть», — отвечает он матери.

В начале 1970-х годов семейная жизнь разладилась. Дворжецкий постоянно в разъездах, его жизнь проходит в самолётах и поездах, в гостиничных номерах.

Весной 1972 года Дворжецкий приступил к работе в киноленте режиссёров А. М. Мкртчяна и Л. С. Попова «Земля Санникова».

Владислав Дворжецкий в фильме «Земля Санникова»

Владислав Дворжецкий в фильме «Земля Санникова»

Владислав Дворжецкий в фильме «Земля Санникова»

Владислав Дворжецкий в фильме «Земля Санникова»

Владислав Дворжецкий в фильме «Земля Санникова»

Владислав Дворжецкий в фильме «Земля Санникова»

Его персонаж — организатор похода к недосягаемому месту на планете, политический ссыльный Александр Ильин. Владислав был одухотворен, он был уверен, что это роль станет одной из лучших в его карьере. Но все пошло не так.

Идея снять фильм по роману Владимира Обручева принадлежала руководству «Мосфильма». Сценарий был написан Владиславом Федосеевым. Режиссёров было два, ими были выбраны дебютанты кинорежиссуры Альберт Мкртчян и Леонид Попов. А. Мкртчян решил радикально переработать сценарий и обратился за этим к Марку Захарову, который в то время активно занимался публицистикой, например, именно Захаров написал тексты писем Сухова («Белое солнце пустыни»). Марк Захаров даже не прочёл роман Владимира Обручева, а на замечание Мкртчяна ответил: «Ты мне обрисуй тему и что ты хочешь увидеть». Альберт Мкртчян вспоминал:

Мы ведь написали совсем другую историю, к сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора, — это идея: неизвестная земля, которую надо открыть.

Первоначально к участию в фильме планировалось привлечь Владимира Высоцкого (на роль Крестовского) и Марину Влади (на роль невесты Ильина). Высоцкий был очень вдохновлён сюжетом и написал к фильму три песни: «Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые». Однако на радио «Немецкая волна» прошла передача с записями песен В. Высоцкого. В контексте этой передачи Высоцкий был представлен бунтарём и диссидентом. Дорога к съёмкам в «Земле Санникова» Высоцкому и Влади была закрыта. (Песня «Белое безмолвие» впоследствии вошла в фильм «Семьдесят два градуса ниже нуля».)

В спешном порядке на роль Крестовского был приглашён Олег Даль. Он приехал на съёмки в Зеленогорск в жутком настроении и в «разобранном» состоянии[2].

На роль Ильина приглашение, по его словам, получил Муслим Магомаев. Однако певец пришел к выводу, что режиссёры пытаются использовать лишь его популярность, и не чувствуя в себе способностей драматического артиста, отказался[3].

На роль беглого политического каторжанина был утверждён Сергей Шакуров. Он и стал катализатором разногласий актёрского состава с режиссёрами фильма. Конфликт разгорелся на фоне того, что актёры считали режиссёров дилетантами, не умеющими снимать кино. Сергей Шакуров в открытую шёл на конфликт и в итоге отказался выполнять установки режиссёров. К этому бунту присоединились Владислав Дворжецкий и Олег Даль. Георгий Вицин в этой ситуации выдерживал нейтральную позицию, но всё же подписал общую с актёрами-бунтовщиками телеграмму, отправленную руководству «Мосфильма»:

Сидим в говне на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров

Актёры требовали заменить двух, по их мнению, непрофессионалов на одного нормального режиссёра. Однако руководство «Мосфильма» заняло принципиальную позицию — не менять режиссёров. Переговоры с актёрами шли месяц. Переубедить удалось всех, кроме Сергея Шакурова. В итоге он получил выговор и был снят с роли. На его место был приглашён Юрий Назаров, но в эпизоде передачи воды Ильину видно лицо Сергея Шакурова, хоть в титрах его фамилии и нет.

Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше. Я пошёл до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться. Это было бы вопреки моему разуму, который мне в тот момент говорил: «Ты что, Сергей, делаешь?» Но у меня, кроме бешенства, ничего не было. А после бешенства наступила апатия. Я вырубил этих двух людей из своей жизни — Даля и Дворжецкого…

С воодушевлением отнёсся к сценарию фильма исполнитель главной роли Владислав Дворжецкий, надеявшийся на то, что она станет одной из лучших в его послужном списке.

«Земля Санникова»

В исполнении трюка подъёма Крестовского на колокольню принимали участие ленинградские альпинисты Владимир Мясников (Крестовский) и Эдуард Часов (Ильин)[4]. Во время съёмки данной сцены оператор заметил, что в кадр попали телевизионные антенны на крышах соседних домов. Пришлось членам съёмочной группы подниматься на крыши и сваливать все антенны. В это время шёл футбольный матч, показ футбола по телевизору был прерван, и разъярённые жители выскочили на улицу. Для того чтобы погасить скандал, местным жителям по указанию режиссёра было выдано по 100 рублей.

В первом варианте «Есть только миг» и другие песни в исполнении героя Олега Даля — Крестовского исполнил сам актёр, но, когда фильм сдавался худсовету «Мосфильма», было принято решение переозвучить эти песни. Для перезаписи пригласили популярного в то время певца Олега Анофриева. Олег Анофриев перезвонил Олегу Далю и спросил у него разрешения. Даль ответил: «Записывайся».

В итоге, несмотря на распри, картина вышла в прокат, и зритель по достоинству оценил талант артистов.

Параллельно со съемками в «Земле Санникова» Дворжецкий снимался еще в двух картинах: «Зарубки на память» и «Нам некогда ждать». И вновь, как и роль Ильина, обе они не принесли актеру большого удовлетворения.

В 1972—1973 годах Дворжецкий создал фантастический образ писателя Ярослава Галана в фильме «До последней минуты» (1974).

До последней минуты (1973)

Во время съёмок этого фильма Дворжецкий дал интервью, в котором сказал:

За последнее время в моей актёрской судьбе наметился резкий крен. Из разряда отрицательных героев волей режиссуры перехожу в разряд положительных. Одноплановость ролей всегда казалась мне опасной, и в каждой новой работе я стараюсь найти какие-то новые повороты, грани. В картине «До последней минуты» в чём-то это и легче. Речь идёт о реальном человеке, о нём сохранилось множество воспоминаний, сегодня живы близкие ему люди. Наконец, существуют его литературные произведения, из них можно немало почерпнуть. Но в такой работе есть и своя сложность, особенно важно не изменить духовному облику героя…

Как и большинство идеологических фильмов, картина «До последней минуты» изначально была обречена на хвалу в официальной пропаганде (её даже удостоили Государственной премии УССР), но массовый зритель остался к ней равнодушен.

Устройству личной жизни актера также мешало безденежье. Даже после съемок в триумфальном «Беге» актер остался должен студии приличную сумму, которая ушла на алименты двум его детям от предыдущих браков. Учитывая тяжелую финансовую ситуацию, Дворжецкий брался за любую работу, иногда соглашаясь сниматься даже в заведомо слабых картинах.

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий

О своих увлечениях Владислав Дворжецкий рассказывал:

«Люблю работать. Без работы страшно, и я всех извожу. Люблю сниматься. Иногда увлечений так много, что хочется убежать уже и от них. В прошлом году я сбежал как-то в город Горький. Встал на лыжи с единственной целью заблудиться. Увидел массу нового. Добрел до старинных русских скитов, словно вновь прочел Мельникова-Печерского. И прошлое соединилось с настоящим, когда над маковкой ветхой церковки пролетел сверхсовременный самолет. И если уж говорить об увлечениях серьезно, открою одно свое странное, может показаться, желание: хочу, чтобы цветущий остров Сахалин отдали детям и устроили на нем нечто вроде Дисней-ленда — ведь на Сахалине есть все переходные климатические зоны. Был бы счастлив стать комендантом этого острова».

Следующая работа актёра — главная роль в приключенческом фильме «Капитан Немо» (по мотивам романов Ж. Верна).

«Капитан Немо»

«Капитан Немо»

«Капитан Немо»

«Капитан Немо»

«Капитан Немо»

«Капитан Немо»

В нем Владислав играет главную и ключевую роль. Кинофильм «Капитан Немо» снимался на профессиональной одесской киностудии и рассказывал об удивительных приключениях одноименного персонажа романов Жюля Верна.

История основана на произведениях классика фантастического жанра – Жюля Верна. Власти Соединенных Штатов Америки в отчаянии. Их морскому пространству угрожает огромное чудовище, которое атакует военные корабли государства. Часто повреждения такие серьезные, что судна тонут вместе с людьми на борту. К поимке этого монстра решают привлечь известного ученого Пьера Аронакса из Франции. Он получает официальную просьбу об участии в экспедиции в день своего бракосочетания и сразу же отправляется в путь на военном судне «Блу Стар», принадлежащем американцам. На корабле также присутствует слуга и помощник профессора Консель. Кроме того, здесь находится еще и охотник на китов из Канады, который страстно желает поймать морское чудовище с помощью гарпуна. Команда на фрегате долго скитается по просторам океана. Только спустя три месяца им удается заметить это опасное существо. Во время попытки убить монстра они чудом остаются живы. Корабль получает сильные повреждения и не может оставаться на плаву. Все люди оказываются в океане, но остаются в живых. Они оказываются на подводном судне под управлением загадочного капитана Немо. Зрители с восторгом приняли как сам мини-сериал, так и актерскую игру Дворжецкого. На данный момент авторитетные критики говорят, что роль капитана Немо была лучшей в короткой карьере Владислава Вацлавовича. Спросите у прохожих, чем им запомнился актер, и получите ответ: «Он сыграл капитана Немо».

Также тепло были встречены работы Владислава в картинах «Там, за горизонтом» (1975) и «Возврата нет» (1974).

«Возврата нет» (1974)

«Возврата нет» (1974)

«Возврата нет» (1974)

Вспышкой большого интереса было отмечено исполнение Дворжецким роли святого Антония в спектакле «Чудо Святого Антония» (1976, Театр-студия киноактёра). Эта работа совпала с исполнением главной роли в телефильме «Встреча на далёком меридиане»,

«Встреча на далёком меридиане»

съёмки которого из Москвы переместились в Ялту. Там Владислава и настигла болезнь. В тяжёлом состоянии 29 декабря 1976 года Дворжецкий попал в Ливадийскую больницу, где узнал от врачей о двух инфарктах, случившихся у него в течение последнего месяца. Близкие Владислава, да и он сам, понимали, что это следствие больших перегрузок и того ритма, в котором он жил и работал.

Владислав Дворжецкий

Владислав Дворжецкий

Отпечаток на его душевное состояние наложила очередная неудача в личной жизни, завершившаяся год назад разводом. В том браке родился сын Дмитрий, после развода родителей оставшийся с матерью.

В постоянной тревоге Владислав и за судьбу старшего сына Александра, пожелавшего жить с отцом, и незадолго до этого приехавшего в Москву. Своей квартиры по-прежнему нет, постоянные киноэкспедиции вынудили Владислава определить сына в школу-интернат. Размышляя обо всём этом, Владислав пишет из больницы другу: «Тот год ничем другим закончиться не мог».

Врачам удаётся сохранить Дворжецкому жизнь, и через полтора месяца, в феврале 1977 года он возвращается в Москву. А там его ждут. Его ждёт, его любит женщина, с которой он познакомился за полгода до своей болезни.

Владислав Дворжецкий и Наталья Литвиненко

Осенью и зимой 1977 года Дворжецкий снялся в телефильме «Однокашники», где сыграл свою последнюю роль. Во время съемок актёр серьёзно заболел гриппом, но продолжал сниматься[2].

Осенью 1977 года Дворжецкий купил трехкомнатную кооперативную квартиру в одном из спальных районов Москвы, и привез в Москву из Омска свою мать и старшего сына Александра. Уже после смерти Дворжецкого некоторое время там жила и его дочь Лидия.

Ещё были поездки по стране — антрепризные спектакли с его участием, встречи со зрителями от Бюро кинопропаганды.

Умер Дворжецкий от приступа острой сердечной недостаточности 28 мая 1978 года на гастролях в Гомеле. Ровно за два года до этого, в мае 1976, под Минском, Дворжецкий попал в автокатастрофу, но не пострадал[2].

Вацлав И Владислав Дворжецкие

Владислав и Евгений Дворжецкие

Стоит заметить, что брат Владислава по отцу, актер Евгений Дворжецкий, также скончался в 39 лет. Причиной трагедии стала автомобильная авария. Кстати, старший брат ровно за два года до этого, в мае 1976, под Минском, но чудом не получил ни царапины. Так или иначе, судьба забрала обоих молодых мужчин.

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Автор скульптуры — Елена Филатова.

Режиссёр Александр Свешников так отозвался о Дворжецком:

В ХХІ веке появилось новое поколение поклонников Дворжецкого. Это люди, которые родились после смерти актёра и смотрели его фильмы не в кинотеатрах, а только по телевизору или в Интернете. Но и у современных зрителей игра Влада тоже вызывает экранный шок. Этот шок объясняется не только глубоким талантом Дворжецкого, но и его невероятной магией. Конечно, Влад прекрасен в любой роли, но всё-таки его уникальный дар, своеобразная внешность и магическая привлекательность лучше всего раскрывались в исторических персонажах, в мистике, в фантастике.

Снимаясь в кино всего 9 лет, Владислав Вацлавович Дворжецкий сделал весомый вклад в его развитие. За это короткое время сыграл 18 ролей, в особенности пилота Бертона в фантастическом фильме «Солярис» и капитана Немо в одноименном фильме-трилогии. Кинокритики и актеры отмечают, что амплуа Дворжецкого – это, прежде всего, глубоко философские роли, в которых он был способен передавать зрителю тонкие чувства. Владислав очень внимательно относился к своей работе и отдавал ей всего себя, тщательно изучая детали и проводя много времени на съемочной площадке.

По воспоминаниям друзей, у Владислава Дворжецкого было необычное для мужчины хобби — вязание на спицах[2].

Злодейская роль — немецкий офицер в «Единственной дороге»

Злодейская роль — немецкий офицер в «Единственной дороге»

Испанский король в «Легенде о Тиле»

Испанский король в «Легенде о Тиле»

Испанский король в «Легенде о Тиле»

Владислав Дворжецкий

Использованы материалы:

Владислав Вацлавович Дворжецкий was last modified: Ноябрь 15th, 2018 by Adelaida

litobozrenie.com

Владислав ДВОРЖЕЦКИЙ

В. Дворжецкий родился 26 апреля 1939 года в Омске в актерской семье. Его отец - Вацлав Янович - окончил театральную студию при Киевском польском театре, мать - Таисия Владимировна - была балериной.

Родители Владислава познакомились в Омске в 1937 году, где Вацлав Янович, после 8 лет отсидки за «контрреволюционную деятельность», отбывал ссылку. Через год появился сын, а еще через три года - осенью 1941 года - Вацлава Яновича арестовали во второй раз. Во время этой отсидки Вацлав Дворжецкий познакомился с вольнонаемной служащей и на свет появилась девочка, которую назвали Татьяной. Так у Владислава появилась сестра.

Между тем Таисия Владимировна не смогла простить мужу измены и в 1946 году, когда Вацлава Яновича освободили, подала на развод. Однако чинить препятствия в общении отца и сына не стала. Когда в самом начале 50-х Вацлав Янович женился в третий раз - на актрисе и режиссере Риве Яковлевне Левите - 11-летний Владислав подружился с ней и стал называть «моя любимая мачеха».

Несмотря на то, что и отец, и мать, и даже мачеха у Владислава имели отношение к искусству, сам он долгое время не представлял себя в роли актера. У него тогда было иное увлечение - медицина. Именно поэтому в середине 50-х годов он поступил в медицинское училище.

В конце того же десятилетия Вацлав Янович и Рива Яковлевна переехали в Саратов, где устроились на работу в местный драматический театр. Вместе с ними переехал на волжские берега и Владислав. Однако их совместная жизнь там продолжалась недолго. В один из дней, не предупредив домашних, Владислав внезапно исчез. Отец с мачехой не на шутку перепугались, думая, что он уехал от них в сильной обиде на что-то. Однако вскоре ситуация прояснилась. Владислав прислал письмо, в котором сообщал, что он уехал в Омск и там поступил в военное училище.

Вскоре военная служба занесла Дворжецкого на Курильские острова. Там он честно отдал армии два года, а когда пришла пора увольняться, решил никуда не уезжать - остался на Курилах. Устроился работать заведующим аптекой, женился (в этом браке у него родился сын Александр). Однако вскоре жизнь у молодых не заладилась и они расстались. Владислав вернулся к матери в Омск. Определенных планов относительно своей дальнейшей судьбы у него не было, и Владислав стоял на распутье - куда податься. И тут ему на помощь пришла мать, которая посоветовала пойти в только что открывшуюся студию при Омском детском театре. Так Владислав Дворжецкий впервые всерьез соприкоснулся с театром.

Закончив студию в 1965 году, Дворжецкий был зачислен в труппу детского театра. Вместе с ним туда же была зачислена и его вторая жена - Светлана, с которой он познакомился во время учебы в студии.

К концу 60-х годов карьера Дворжецкого в театре складывалась не слишком благополучно. Главных ролей в репертуаре актера почти не было, и ему приходилось довольствоваться одними эпизодами. Желание уйти в другой театр возникало у Дворжецкого все чаще, но одного желания для этого было мало - требовалось приглашение кого-нибудь из режиссеров. Но подобных приглашений актеру долгое время не поступало. Пока в дело не вмешался случай.

В 1968 году в Омский детский театр приехала ассистент режиссера с «Мосфильма» Наталья Коренева - по просьбе режиссера Самсона Самсонова она искала актеров для фильма «Каждый вечер в одиннадцать». Дворжецкий показался ей пучеглазым и смешным, но она на всякий случай попросила дать ей свои любительские фотографии. Тот дал, в душе почти не надеясь на успех. Так оно, собственно, и получилось - в фильм Самсонова его не взяли. Однако прошло всего лишь несколько месяцев, и фотографии Дворжецкого случайно оказались в руках у режиссеров А. Алова и В. Наумова, которые приступали к съемкам фильма «Бег» по М. Булгакову. Лицо актера им показалось интересным, и они вызвали его на пробы. Далее послушаем рассказ самого В. Дворжецкого: «Получив телеграмму с приглашением на кинопробу, я ринулся перечитывать пьесу Булгакова. Стали гадать с женой, кого бы я мог там сыграть. Светлана сказала: «Может, Хлудова?» Она всегда преувеличивает мои возможности. А я, конечно, на эту роль и не замахивался.

При первой встрече режиссеры предупредили меня: «Не стесняйтесь, будем вас разглядывать». Пробовали на роль Голубкова, потом на роль начальника контрразведки Тихого. А я целый месяц маялся в Омске ожиданием и все на что-то надеялся. Наконец свершилось. Был вызван вторично. Догадка моей жены подтвердилась - поручили Хлудова. Работа над ролью началась с невероятно сложной сцены в салоне поезда: Хлудов в бреду, его преследует призрак повешенного солдата, осмелившегося сказать Хлудову о его зверствах... Было ужасно страшно. Пережил и это. И потекли дни работы, изнурительной и радостной...»

Стоит отметить, что почти одновременно с утверждением Владислава Дворжецкого на роль белогвардейского генерала Хлудова в кино состоялся и дебют его отца - Вацлава Дворжецкого. Причем так же, как и сын, он играл врага - шефа германской разведки Лансдорфа в фильме Владимира Басова «Щит и меч» (1968).

Едва были завершены съемки в «Беге», как Дворжецкого пригласили в еще одну «мосфильмовскую» ленту - детектив «Возвращение «Святого Луки» режиссера Анатолия Бобровского. И вновь актеру досталась отрицательная роль - вор-рецидивист Карабанов по кличке Граф. Первоначально на эту роль предполагалось пригласить Г. Жженова, однако «мосфильмовское» руководство, считая его актером глубоко положительным, запретило ему играть бандита. «Пусть этого Графа сыграет кто-нибудь из молодых» - таков был вердикт начальства. И на роль пригласили никому еще не известного Владислава Дворжецкого, которого для пущего эффекта даже не гримировали (среди членов съемочного коллектива Дворжецкого за его лысину прозвали «Черепом»).

Касаясь этой роли Дворжецкого, писательница О. Чайковская на страницах «Литературной газеты» отмечала: «Дворжецкий создает образ настоящего зла в его даже несколько демоническом обличье... Авторы фильма хотели изобразить ловкого Уголовника, а Дворжецкий сыграл злого интеллектуала, поэтому его Граф всего сильнее, когда молчит или говорит кратко. Порой кажется, что этот актер может сыграть своего героя вообще без всяких слов, так убедительно его сильное, мрачное, беспощадное лицо».

«Бег» и «Возвращение «Святого Луки» вышли на широкий экран в один год - 1971. И оба фильма пользовались у публики почти что равным успехом: первый собрал в прокате 19,7 млн. зрителей, второй - 21,6. С этого момента имя Владислава Дворжецкого стало известно миллионам. Как писал тогда критик Ю. Ширяев: «В фильме «Бег» в роли генерала Хлудова увидели нового, доселе неизвестного актера. И пресса заметила «моложавого человека с неистово-пронзительным, выжженным взглядом». Почти одновременно вышел фильм «Возвращение «Святого Луки», в котором все тот же, вчера неведомый Владислав Дворжецкий предстал этаким «фантомасом» с налетом романтики, опасным похитителем бесценных живописных полотен, благородным злодеем.

Его первое появление в искусстве уже было противоречивым. Словно он сам, негримированный и странный, предстал перед нами и чувствует себя прекрасно и в высокой социальной трагедии, и в откровенном суррогате.

Столь же противоречивым было мнение о нем высоких знатоков. Одни увидели в актере всего лишь типаж, другие ощутили его глубокие возможности, заинтересовались...»

В числе последних оказался и режиссер Андрей Тарковский, который в 1971 году пригласил Дворжецкого на эпизодическую роль пилота Бертона в картину «Солярис». Как напишет затем все тот же Ю. Ширяев: «Можно сказать, что в «Солярисе» Дворжецкий открыл в себе актера. Ибо в «Беге» он тянулся до созданной автором личности, а в «Солярисе» сам многое для личности творил...»

Весной 1972 года Дворжецкий приступил к работе над очередной картиной - в фильме режиссеров Альберта Мкртчяна и Леонида Попова «Земля Санникова» он должен был сыграть роль политического ссыльного Александра Ильина, организатора похода к недосягаемой, легендарной земле Санникова. К работе над этой ролью Дворжецкий приступал с огромным воодушевлением, надеясь на то, что она станет одной из лучших в его, тогда еще коротком, послужном списке. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. В ходе съемок Дворжецкий настолько разошелся во взглядах на свою роль с режиссерами, что дело дошло до скандала - актер собирался даже покинуть съемочный коллектив (в этом с ним полностью солидаризировался и другой исполнитель главной роли - Олег Даль). Какими-то неведомыми усилиями режиссерам все же удалось удержать актеров на площадке и завершить работу над фильмом.

Несмотря на то, что съемки этой картины сопровождались непрерывными скандалами и атмосферу на съемочной площадке порой трудно было назвать творческой, однако фильм чрезвычайно понравился публике. В прокате 1974 года он занял 7-е место, собрав на своих сеансах 41,1 млн. зрителей.

Между тем параллельно со съемками в «Земле Санникова» Дворжецкий снимался еще в двух картинах: «Зарубки на память» и «Нам некогда ждать». И вновь, как и роль Ильина, обе они не принесли актеру большого удовлетворения. То же самое можно сказать и про другую работу Дворжецкого - роль коммуниста Ярослава Галана в фильме Валерия Исакова «До последней минуты» (1974). В самом начале работы над этой ролью Дворжецкий так объяснял свое желание играть ее: «За последнее время в моей актерской судьбе наметился резкий крен. Из разряда «отрицательных» героев волей режиссуры перехожу в разряд «положительных». Одноплановость ролей всегда казалась мне опасной, и в каждой новой работе я стараюсь найти какие-то новые повороты, грани. В картине «До последней минуты» в чем-то это и легче. Речь идет о реальном человеке, о нем сохранилось множество воспоминаний, сегодня живы близкие ему люди. Наконец, существуют его литературные произведения, из них можно немало почерпнуть. Но в такой работе есть и своя сложность, особенно важно не изменить духовному облику героя...»

Как и большинство картин подобного рода, этот фильм изначально был обречен на хвалу в официальной пропаганде (его даже удостоили Государственной премии УССР) и полное отсутствие интереса со стороны массового зрителя. По этой причине работа Дворжецкого в нем так и осталась до конца невостребованной.

Среди ролей Дворжецкого, которые можно смело записать в его положительный актив, стоит назвать следующие: летчик-испытатель в фильме «За облаками небо» (1973), комбат Никитин в «Возврата нет» (1974, 6-е место в прокате - 43,6 млн. зрителей), капитан Немо в одноименном телефильме (1975).

Между тем, по рассказам людей, близко знавших Владислава Дворжецкого, его внекинематографическая жизнь оставляла желать лучшего. Разведясь с женой и покинув Омск, он долгое время мыкался в столице без прописки, что называется, не имея ни кола ни двора. Ночевал он либо у друзей, либо (когда злоупотреблять их гостеприимством становилось неудобно) на лавочках на Белорусском или Киевском вокзалах. Денег вечно не хватало (даже после триумфального «Бега» он остался должен студии приличную сумму, которая ушла на алименты двум его детям от предыдущих браков), поэтому Дворжецкий хватался за любую возможность работы, соглашаясь сниматься даже в заведомо слабых картинах.

Только в конце 70-х, когда Дворжецкий женился в очередной раз, когда его взяли в труппу Театра киноактера и когда у него появилась возможность разъезжать с концертами по стране от Бюро кинопропаганды, его жизнь стала понемногу налаживаться. Осенью 1977 года он наконец сумел купить себе трехкомнатную кооперативную квартиру в одном из спальных районов Москвы. Вызвал туда из Омска свою мать, старшего сына Александра. Однако насладиться покоем и счастьем в кругу близких Дворжецкому было уже не суждено.

«Первый звонок» прозвучал в декабре того же года, когда Дворжецкий был в Ялте на съемках фильма «Встреча на далеком меридиане» - 29 декабря его свалил инфаркт. После этого актер вынужден был встречать Новый год в Ливадийской больнице. В феврале 1978 года его выписали, предупредив о том, что ближайшие месяцы должны пройти для него под знаком абсолютного покоя. Однако на то, чтобы сидеть дома и вязать (это было любимое занятие Дворжецкого в минуты отдыха), актера хватило всего лишь на полтора месяца. Уже в апреле он вновь отправился в поездку по городам страны от Бюро кинопропаганды - зарабатывать деньги. Родные ожидали увидеть его дома не ранее июня. Но он внезапно объявился 24 мая. На удивленный вопрос сына «Что случилось?» Дворжецкий коротко ответил: «Просто соскучился». Это была последняя встреча Дворжецкого с близкими, когда те видели его живым. Через два дня он уехал в Гомель продолжать выступления перед зрителями. По дороге туда прозвенел «второй звонок». Дворжецкий с приятелем мчались по ночному шоссе на машине и километров за 30 от города не заметили стоявший на обочине неосвещенный трейлер. Удар был настолько сильным, что крышу автомобиля срезало как бритвой. Однако находившиеся в салоне Дворжецкий и его пассажир не пострадали. И все же пережитый ужас дал о себе знать два дня спустя: 28 мая Владислав Дворжецкий скончался в номере гомельской гостиницы от второго инфаркта.

Похоронили Владислава Дворжецкого в Москве, на Кунцевском кладбище.

P. S. Мать Владислава Таисия Владимировна пережила сына всего лишь на три года. Отец - Вацлав Янович - скончался 11 апреля 1993 года. Его сын от брака с Ривой Левите Евгений Дворжецкий пошел по стопам родителей - закончив Щукинское училище, пришел в труппу Центрального молодежного театра. Активно снимается в кино.

Ни один из трех детей Владислава Дворжецкого не связал свою жизнь с искусством.

Следующая глава

biography.wikireading.ru

Владислав Дворжецкий

Ведущий программы СТС «Кино в деталях» Фёдор Бондарчук признан лучшим интервьюером года.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.Джош Хатчерсон грабит автозаправку.Почему короткометражная анимация проиграла, и что ее ждет завтраИстория легендарных мореплавателей, изменивших представление о мире, к 500-летнему юбилею первого кругосветного путешествия.Отношения с Джудом Лоу не привели ни к чему хорошемуАктёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картины

Page 2

Ведущий программы СТС «Кино в деталях» Фёдор Бондарчук признан лучшим интервьюером года.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.Джош Хатчерсон грабит автозаправку.Почему короткометражная анимация проиграла, и что ее ждет завтраИстория легендарных мореплавателей, изменивших представление о мире, к 500-летнему юбилею первого кругосветного путешествия.Отношения с Джудом Лоу не привели ни к чему хорошемуАктёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картины

Page 3

Ведущий программы СТС «Кино в деталях» Фёдор Бондарчук признан лучшим интервьюером года.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.Джош Хатчерсон грабит автозаправку.Почему короткометражная анимация проиграла, и что ее ждет завтраИстория легендарных мореплавателей, изменивших представление о мире, к 500-летнему юбилею первого кругосветного путешествия.Отношения с Джудом Лоу не привели ни к чему хорошемуАктёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картины

Page 4

Ведущий программы СТС «Кино в деталях» Фёдор Бондарчук признан лучшим интервьюером года.Хелен Миррен в образе великой российской императрицы.Джош Хатчерсон грабит автозаправку.Почему короткометражная анимация проиграла, и что ее ждет завтраИстория легендарных мореплавателей, изменивших представление о мире, к 500-летнему юбилею первого кругосветного путешествия.Отношения с Джудом Лоу не привели ни к чему хорошемуАктёр дал большое интервьюАлександр Кузнецов встречает свою бывшую.Популярному чешскому эстрадному певцу было 80 лет.Колонка Алексея Филиппова по случаю повторного проката картины

Page 5
Американка  (New York)  23.06.2019 19:21 ... Елизавета, то, что вы пишите: угробили,, одиозно. Сама Литвиненко, согласно Википедии, работала в исполкоме т могла бы выбить жильё. А государство? Огромное число советских актеров умерли в... >>Елизавета М  (Ессентуки)  12.06.2019 12:19 ... Отвечу сама себе через четыре года. Впервые зашла спустя столько лет на сайт и мое мнение не изменилось. Читала, что отец Вацлав Янович ЗАНЯЛ сыну деньги на первый взнос за квартиру. И с ним, первым,... >>G.E.A.  (Бишкек)  28.05.2019 20:12Владислав Вацлавович. Любим и Помним! >>Мила Калинина-И-Любова  27.04.2019 06:57Мы Вас любим >>G.E.A.  (Бишкек)  26.04.2019 20:21Владислав Вацлавович. Помним и Любим! >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 161Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь

www.kino-teatr.ru


Смотрите также