Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Юрий рерих биография личная жизнь


Юрий Николаевич Рерих. Биография

Рерих Юрий Николаевич (1902 – 1960)

Ю.Н. Рерих является одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым могла бы по праву гордиться Россия.

Уже с 15 лет Юрий Рерих начал заниматься египтологией с известным ученым-египтологом Б.А. Тураевым, а также монгольским языком и историей монголов с А.Д. Рудневым. О широте интересов и многообразии талантов молодого Рериха свидетельствуют его живописные и графические работы, выполненные в школьные годы и говорящие о художественном даре Юрия.Окончив гимназию Карла Мая, он поступает на индоиранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете. Незаурядные способности к языкам у него были столь значительны, что как лучшего студента по санскриту его представляют государственному секретарю по делам Индии, посетившему университет.

Ю.Н. Рерих. В замке. 1917 – 1918

В сентябре 1920 года Юрий Николаевич вместе с родителями выезжает в США. Здесь он поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии, тогда же начинает изучение языка пали и китайского языка. Его целеустремленность поражает: в 18 лет он уже сформировавшийся востоковед, у которого есть своя тема и свое направление в науке.В сентябре 1920 года Юрий Николаевич вместе с родителями выезжает в США. Здесь он поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии, тогда же начинает изучение языка пали и китайского языка. Его целеустремленность поражает: в 18 лет он уже сформировавшийся востоковед, у которого есть своя тема и свое направление в науке.

Ю.Н. Рерих. Тибетская живопись.

Издание МЦР, 2002

После окончания Гарвардского университета со степенью бакалавра и магистра Юрий Рерих продолжает свое образование во Франции, в Школе восточных языков при Парижском университете. В течение года он работает на среднеазиатском и монголо-тибетском отделениях этого университета и одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях. В 1923 году Ю.Н. Рерих оканчивает Парижский университет и получает степень магистра индийской филологии. Уже в возрасте 21 года Юрий Рерих начинает самостоятельную научно-исследовательскую работу. С этого момента вся его дальнейшая научная деятельность будет пронизана высокими гуманистическими устремлениями.

В 1923 году семья Рерихов приезжает в Индию. Здесь начинается первый этап Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом. После краткого по времени, но очень насыщенного и протяженного путешествия по Индии (декабрь 1923 г.) Юрий Николаевич вместе с семьей совершает в 1924 г. небольшие экспедиции по Сиккиму – стране снежных гигантов и древних монастырей – и Бутану, что в Восточных Гималаях. Результатом этих путешествий стала блестящая монография – «Тибетская живопись» (Париж, 1925). Этот научный труд, завершенный Юрием Рерихом в возрасте 23 лет, уникален, так как других подобных работ ни тогда, ни в наши дни написано не было. Спустя десятилетия современное переиздание этого исследования, осуществленное Международным Центром Рерихов в 2002 году, высоко оценит Далай-Лама XIV.

Е.И. и Ю.Н. Рерихи во времяЦентрально-Азиатской экспедиции.

1927 – 1928

С 1925 по 1928 годы Ю.Н. Рерих является участником основного этапа Центрально-Азиатской экспедиции. На Юрия Николаевича, несмотря на его молодой возраст, была возложена ответственность за охрану экспедиции. Здесь в полной мере пригодились его знания военного дела. Не раз тактические навыки и личное мужество Юрия Рериха спасали караван. Кроме того, он выполнял роль переводчика, прекрасно владея монгольским и тибетским языками, а также рядом центрально-азиатских диалектов. Это позволяло общаться с местным населением и приносило неоценимую научную пользу. Не будет преувеличением сказать, что без Юрия Николаевича решение многих поставленных перед Центрально-Азиатской экспедицией задач было бы невозможно.Достижения этой уникальной экспедиции нашли отражение в монографии Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии» (Лондон, 1931), которая сразу поставила молодого исследователя в ряды ученых-первопроходцев Азии.

Открытие во время Центрально-Азиатской экспедиции в Тибете менгиров, кромлехов и каменных могил Юрий Николаевич описал в своей работе «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930), явившейся событием в мировой науке. Л.Н. Гумилев писал: «Работа Юрия Николаевича Рериха о «зверином стиле» в Тибете, давно уже ставшая библиографической редкостью, цитируется всеми историками скифского и сарматского искусства как сочинение, сделавшее эпоху в науке».

Уточка. «Звериный стиль».

Бронза из коллекции семьи Рерихов

По окончании экспедиции огромный научный материал, собранный на маршруте, был передан в Институт Гималайских исследований «Урусвати», созданный в июле 1928 года. Как пишет в своей работе «Свет Утренней звезды» крупнейший современный исследователь жизни и творчества семьи Рерихов Л.В. Шапошникова, этот материал «был первым драгоценным зерном той новой науки, о которой писала Живая Этика и говорили Учителя, стоявшие высоко на лестнице космической эволюции». Более 10 лет Юрий Николаевич Рерих являлся бессменным директором Института. Определяя цели Института, он писал: «Постижение основных путей развития человечества – это шаг к пониманию собственной личности. Обращаясь к прошлому, мы раскрываем для себя настоящее. В горах скрыта забытая цивилизация, которая хранит древнюю мудрость и культуру. Именно здесь зашедшая в тупик наука может найти свое обновление. Древняя мудрость – это ключ, которым археолог и натуралист открывают секреты культуры Востока. Вновь наступает время, когда восточное знание проникает в нашу жизнь и подчиняет себе науку».

Ю.Н. Рерих у входа в институт

«Урусвати». 1930-е

В 1934 – 1935 гг. Ю.Н. Рерих вместе с Н.К. Рерихом предпринимает экспедицию в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию, организованную по инициативе Департамента земледелия США с целью сбора семян засухоустойчивых растений, препятствующих эрозии почв и распространению насекомых-вредителей. Помимо чисто научных задач экспедиция несла общественно-культурную цель – создание на территории Маньчжурии, а затем и Внутренней Монголии сельскохозяйственных кооперативов на основе широкого сотрудничества народов. Как выдающийся ученый-энциклопедист Ю.Н. Рерих был избран членом Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других.

Юрий Николаевич Рерих провел за границей более 35 лет, длительный срок прожил в Индии. Но, несмотря на это, он всегда оставался настоящим патриотом своей Родины, никогда не принимал иностранного подданства. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Юрий Николаевич незамедлительно шлет телеграмму в советское посольство в Лондоне с просьбой о зачислении его добровольцем в ряды Красной Армии, но получает отказ.

Ю.Н. Рерих. История Средней

Азии.Издание МЦР, 2002.

В августе 1957 года Ю.Н. Рерих возвращается из Индии в Москву. Это произошло благодаря личному вмешательству Н.С. Хрущева, который встречался с Юрием Николаевичем во время своего официального визита в Индию. Только после этого Ю.Н. Рерих получает советское подданство и разрешение вернуться на Родину.В Москве Юрий Рерих приступает к работе в Институте востоковедения АН СССР, возглавляя «Сектор философии и истории религии Индии». За три неполных года, проведенных в Советском Союзе (август 1957 – май 1960), он выполняет невероятно большой объем работ, сравнимый с целой человеческой жизнью. Юрий Николаевич Рерих возродил научные традиции российского востоковедения, создал отечественную школу тибетологии, впервые в СССР начал преподавание санскрита, заложил фундамент новой науки – номадистики (изучение кочевых племен). За краткий срок своей деятельности в Москве Ю.Н. Рерих подготовил к печати многотомный тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, большое количество статей и научных трудов. По инициативе Юрия Николаевича возобновились работы по переводу и публикации древних философских и литературных памятников Востока. Он возобновил знаменитую серию «Biblioteca Buddhica», основанную выдающимся русским востоковедом С.Ф. Ольденбургом в 1897 году и посвященную буддийской философии, религии и искусству, выступив в качестве научного редактора книги А.И. Вострикова «Тибетская историческая литература» и основополагающего буддийского трактата «Дхаммапада» (сборник изречений Будды). Этот литературный памятник древнеиндийской философской мысли явился важнейшим этапом в изучении буддизма в нашей стране.

Ю.Н. Рерих. История СреднейЮ.Н. Рерих. Москва.

1958 – 1960

Особо следует отметить многолетний оставшийся в рукописи фундаментальный научный труд Ю.Н. Рериха «История Средней Азии», над которым он работал еще в Индии и который намечал, но не успел завершить на Родине. Под термином «Средняя Азия» Юрий Николаевич понимал обширное пространство от Кавказа до Большого Хингана и от Гималаев до Алтая. Это исследование представляет собой культурно-исторический обзор важнейших государственных и культурных образований на огромной территории Евразии. В настоящее время Международным Центром Рерихов выпущен в свет 1 том этого уникального труда. Возвращение Ю.Н. Рериха в Россию и принятие советского гражданства было шагом мужественным и самоотверженным, учитывая, что долгое время правящие круги СССР формировали в общественном сознании искаженное представление об этой выдающейся семье. Именно Юрию Николаевичу Рериху мы обязаны тем, что имеем возможность широкого знакомства с многогранным творческим наследием его родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Заветная мечта родителей вернуться на Родину при жизни так и не сбылась. Это сделал старший сын Юрий Рерих, вернувший их доброе Имя и великое наследие в Советский Союз. Он привез на Родину принадлежавшую ему часть наследия родителей: более 500 картин отца, огромную библиотеку, ценные предметы. При непосредственном участии Ю.Н. Рериха снимались не только запреты на все, что было связано с именами Рерихов, но и рассыпались многочисленные мифы об их жизни и творчестве. От Юрия Николаевича Рериха окружающие его люди узнали о сути и главной концепции учения Живой Этики, или Агни Йоги. Именно он положил начало Рериховскому культурному движению в СССР. При участии и с помощью Юрия Николаевича устраивались первые выставки картин Н.К. Рериха: сначала в Москве (апрель 1958 г.), а затем в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах. Впервые на правительственном уровне Ю.Н. Рерихом был поставлен вопрос о создании в стране музея Н.К. Рериха. В этих целях он передал в дар Русскому музею около 350 картин своего отца, при условии их постоянной экспозиции, 60 полотен были подарены Новосибирской картинной галерее. Однако при жизни Юрия Николаевича его мечте не суждено было сбыться. Государством не была создана и постоянная экспозиция живописи Н.К. Рериха при Русском музее. Большинство из этих полотен так и не дошли до зрителя и по сей день продолжают пылиться в запасниках. И как человек, и как ученый, и как гражданин своей страны Юрий Николаевич Рерих был личностью выдающейся. По словам Святослава Николаевича Рериха: «Юрий Николаевич – это образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над самим собою и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять ее над уровнем повседневности».

Юрий Николаевич Рерих ушел из жизни 21 мая 1960 года в возрасте 58 лет. Его прах был захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Автором памятника выдающемуся русскому ученому является С.Н. Рерих.

www.roerich.com.ua

Рерих Юрий Николаевич (1902 – 1960)

версия для печати

Ю.Н. Рерих является одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым могла бы по праву гордиться Россия.

Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года в деревне Окуловка Новгородской губернии. Его детские и отроческие годы прошли в Петербурге. С ранних лет мальчика увлекали история и военное дело. Елена Ивановна Рерих писала в своих письмах: «Старший проявлял любовь к истории и к оловянным солдатикам. Он имел их тысячами. Страсть его к военному делу осталась до сих пор. Стратегия – его конек. Между прочим, талант этот у него врожденный и он очень гордится своим предком – фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Голенищевым-Кутузовым, героем войны 1812 года».

Ю.Н. Рерих. В замке. 1917 – 1918

Уже с 15 лет Юрий Рерих начал заниматься египтологией с известным ученым-египтологом Б.А. Тураевым, а также монгольским языком и историей монголов с А.Д. Рудневым.

О широте интересов и многообразии талантов молодого Рериха свидетельствуют его живописные и графические работы, выполненные в школьные годы и говорящие о художественном даре Юрия.

Окончив гимназию Карла Мая, он поступает на индоиранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете. Незаурядные способности к языкам у него были столь значительны, что как лучшего студента по санскриту его представляют государственному секретарю по делам Индии, посетившему университет.

В сентябре 1920 года Юрий Николаевич вместе с родителями выезжает в США. Здесь он поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии, тогда же начинает изучение языка пали и китайского языка. Его целеустремленность поражает: в 18 лет он уже сформировавшийся востоковед, у которого есть своя тема и свое направление в науке.

Ю.Н. Рерих. Тибетская живопись. Издание МЦР, 2002

После окончания Гарвардского университета со степенью бакалавра и магистра Юрий Рерих продолжает свое образование во Франции, в Школе восточных языков при Парижском университете. В течение года он работает на среднеазиатском и монголо-тибетском отделениях этого университета и одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях. В 1923 году Ю.Н. Рерих оканчивает Парижский университет и получает степень магистра индийской филологии.

Уже в возрасте 21 года Юрий Рерих начинает самостоятельную научно-исследовательскую работу. С этого момента вся его дальнейшая научная деятельность будет пронизана высокими гуманистическими устремлениями.

В 1923 году семья Рерихов приезжает в Индию. Здесь начинается первый этап Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом. После краткого по времени, но очень насыщенного и протяженного путешествия по Индии (декабрь 1923 г.) Юрий Николаевич вместе с семьей совершает в 1924 г. небольшие экспедиции по Сиккиму – стране снежных гигантов и древних монастырей – и Бутану, что в Восточных Гималаях. Результатом этих путешествий стала блестящая монография – «Тибетская живопись» (Париж, 1925). Этот научный труд, завершенный Юрием Рерихом в возрасте 23 лет, уникален, так как других подобных работ ни тогда, ни в наши дни написано не было. Спустя десятилетия современное переиздание этого исследования, осуществленное Международным Центром Рерихов в 2002 году, высоко оценит Далай-Лама XIV.

Е.И. и Ю.Н. Рерихи во время Центрально- Азиатской экспедиции. 1927 – 1928

С 1925 по 1928 годы Ю.Н. Рерих является участником основного этапа Центрально-Азиатской экспедиции. На Юрия Николаевича, несмотря на его молодой возраст, была возложена ответственность за охрану экспедиции. Здесь в полной мере пригодились его знания военного дела. Не раз тактические навыки и личное мужество Юрия Рериха спасали караван. Кроме того, он выполнял роль переводчика, прекрасно владея монгольским и тибетским языками, а также рядом центрально-азиатских диалектов. Это позволяло общаться с местным населением и приносило неоценимую научную пользу. Не будет преувеличением сказать, что без Юрия Николаевича решение многих поставленных перед Центрально-Азиатской экспедицией задач было бы невозможно.

Уточка. «Звериный стиль». Бронза из коллекции семьи Рерихов

Достижения этой уникальной экспедиции нашли отражение в монографии Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии» (Лондон, 1931), которая сразу поставила молодого исследователя в ряды ученых-первопроходцев Азии.

Открытие во время Центрально-Азиатской экспедиции в Тибете менгиров, кромлехов и каменных могил Юрий Николаевич описал в своей работе «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930), явившейся событием в мировой науке. Л.Н. Гумилев писал: «Работа Юрия Николаевича Рериха о «зверином стиле» в Тибете, давно уже ставшая библиографической редкостью, цитируется всеми историками скифского и сарматского искусства как сочинение, сделавшее эпоху в науке».

www.icr.su

Ю.Н. Рерих. Биография.

Ю.Н. Рерих является одним из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым могла бы по праву гордиться Россия.

Юрий Николаевич Рерих родился 16 августа 1902 года в деревне Окуловка Новгородской губернии. Его детские и отроческие годы прошли в Петербурге. С ранних лет мальчика увлекали история и военное дело. Елена Ивановна Рерих писала в своих письмах: «Старший проявлял любовь к истории и к оловянным солдатикам. Он имел их тысячами. Страсть его к военному делу осталась до сих пор. Стратегия – его конек. Между прочим, талант этот у него врожденный и он очень гордится своим предком – фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Голенищевым-Кутузовым, героем войны 1812 года».

Ю.Н. Рерих. В замке. 1917 – 1918

Уже с 15 лет Юрий Рерих начал заниматься египтологией с известным ученым-египтологом Б.А. Тураевым, а также монгольским языком и историей монголов с А.Д. Рудневым.

О широте интересов и многообразии талантов молодого Рериха свидетельствуют его живописные и графические работы, выполненные в школьные годы и говорящие о художественном даре Юрия.

Окончив гимназию Карла Мая, он поступает на индоиранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете. Незаурядные способности к языкам у него были столь значительны, что как лучшего студента по санскриту его представляют государственному секретарю по делам Индии, посетившему университет.

В сентябре 1920 года Юрий Николаевич вместе с родителями выезжает в США. Здесь он поступает в Гарвардский университет на отделение индийской филологии, тогда же начинает изучение языка пали и китайского языка. Его целеустремленность поражает: в 18 лет он уже сформировавшийся востоковед, у которого есть своя тема и свое направление в науке.

Ю.Н. Рерих. Тибетская живопись. Издание МЦР, 2002

После окончания Гарвардского университета со степенью бакалавра и магистра Юрий Рерих продолжает свое образование во Франции, в Школе восточных языков при Парижском университете. В течение года он работает на среднеазиатском и монголо-тибетском отделениях этого университета и одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях. В 1923 году Ю.Н. Рерих оканчивает Парижский университет и получает степень магистра индийской филологии.

Уже в возрасте 21 года Юрий Рерих начинает самостоятельную научно-исследовательскую работу. С этого момента вся его дальнейшая научная деятельность будет пронизана высокими гуманистическими устремлениями.

В 1923 году семья Рерихов приезжает в Индию. Здесь начинается первый этап Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом. После краткого по времени, но очень насыщенного и протяженного путешествия по Индии (декабрь 1923 г.) Юрий Николаевич вместе с семьей совершает в 1924 г. небольшие экспедиции по Сиккиму – стране снежных гигантов и древних монастырей – и Бутану, что в Восточных Гималаях. Результатом этих путешествий стала блестящая монография – «Тибетская живопись» (Париж, 1925). Этот научный труд, завершенный Юрием Рерихом в возрасте 23 лет, уникален, так как других подобных работ ни тогда, ни в наши дни написано не было. Спустя десятилетия современное переиздание этого исследования, осуществленное Международным Центром Рерихов в 2002 году, высоко оценит Далай-Лама XIV.

Е.И. и Ю.Н. Рерихи во время Центрально- Азиатской экспедиции. 1927 – 1928

С 1925 по 1928 годы Ю.Н. Рерих является участником основного этапа Центрально-Азиатской экспедиции. На Юрия Николаевича, несмотря на его молодой возраст, была возложена ответственность за охрану экспедиции. Здесь в полной мере пригодились его знания военного дела. Не раз тактические навыки и личное мужество Юрия Рериха спасали караван. Кроме того, он выполнял роль переводчика, прекрасно владея монгольским и тибетским языками, а также рядом центрально-азиатских диалектов. Это позволяло общаться с местным населением и приносило неоценимую научную пользу. Не будет преувеличением сказать, что без Юрия Николаевича решение многих поставленных перед Центрально-Азиатской экспедицией задач было бы невозможно.

Достижения этой уникальной экспедиции нашли отражение в монографии Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии» (Лондон, 1931), которая сразу поставила молодого исследователя в ряды ученых-первопроходцев Азии.

Уточка. «Звериный стиль». Бронза из коллекции семьи Рерихов

Открытие во время Центрально-Азиатской экспедиции в Тибете менгиров, кромлехов и каменных могил Юрий Николаевич описал в своей работе «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930), явившейся событием в мировой науке. Л.Н. Гумилев писал: «Работа Юрия Николаевича Рериха о «зверином стиле» в Тибете, давно уже ставшая библиографической редкостью, цитируется всеми историками скифского и сарматского искусства как сочинение, сделавшее эпоху в науке».

Ю.Н. Рерих у входа в институт «Урусвати». 1930-е

По окончании экспедиции огромный научный материал, собранный на маршруте, был передан в Институт Гималайских исследований «Урусвати», созданный в июле 1928 года. Как пишет в своей работе «Свет Утренней звезды» крупнейший современный исследователь жизни и творчества семьи Рерихов Л.В. Шапошникова, этот материал «был первым драгоценным зерном той новой науки, о которой писала Живая Этика и говорили Учителя, стоявшие высоко на лестнице космической эволюции». Более 10 лет Юрий Николаевич Рерих являлся бессменным директором Института.

Определяя цели Института, он писал: «Постижение основных путей развития человечества – это шаг к пониманию собственной личности. Обращаясь к прошлому, мы раскрываем для себя настоящее. В горах скрыта забытая цивилизация, которая хранит древнюю мудрость и культуру. Именно здесь зашедшая в тупик наука может найти свое обновление. Древняя мудрость – это ключ, которым археолог и натуралист открывают секреты культуры Востока. Вновь наступает время, когда восточное знание проникает в нашу жизнь и подчиняет себе науку».

В 1934 – 1935 гг. Ю.Н. Рерих вместе с Н.К. Рерихом предпринимает экспедицию в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию, организованную по инициативе Департамента земледелия США с целью сбора семян засухоустойчивых растений, препятствующих эрозии почв и распространению насекомых-вредителей. Помимо чисто научных задач экспедиция несла общественно-культурную цель – создание на территории Маньчжурии, а затем и Внутренней Монголии сельскохозяйственных кооперативов на основе широкого сотрудничества народов.

Как выдающийся ученый-энциклопедист Ю.Н. Рерих был избран членом Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других.

Юрий Николаевич Рерих провел за границей более 35 лет, длительный срок прожил в Индии. Но, несмотря на это, он всегда оставался настоящим патриотом своей Родины, никогда не принимал иностранного подданства. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Юрий Николаевич незамедлительно шлет телеграмму в советское посольство в Лондоне с просьбой о зачислении его добровольцем в ряды Красной Армии, но получает отказ.

В августе 1957 года Ю.Н. Рерих возвращается из Индии в Москву. Это произошло благодаря личному вмешательству Н.С. Хрущева, который встречался с Юрием Николаевичем во время своего официального визита в Индию. Только после этого Ю.Н. Рерих получает советское подданство и разрешение вернуться на Родину.

Ю.Н. Рерих. История Средней Азии. Издание МЦР, 2002

В Москве Юрий Рерих приступает к работе в Институте востоковедения АН СССР, возглавляя «Сектор философии и истории религии Индии». За три неполных года, проведенных в Советском Союзе (август 1957 – май 1960), он выполняет невероятно большой объем работ, сравнимый с целой человеческой жизнью. Юрий Николаевич Рерих возродил научные традиции российского востоковедения, создал отечественную школу тибетологии, впервые в СССР начал преподавание санскрита, заложил фундамент новой науки – номадистики (изучение кочевых племен). За краткий срок своей деятельности в Москве Ю.Н. Рерих подготовил к печати многотомный тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, большое количество статей и научных трудов. По инициативе Юрия Николаевича возобновились работы по переводу и публикации древних философских и литературных памятников Востока. Он возобновил знаменитую серию «Biblioteca Buddhica», основанную выдающимся русским востоковедом С.Ф. Ольденбургом в 1897 году и посвященную буддийской философии, религии и искусству, выступив в качестве научного редактора книги А.И. Вострикова «Тибетская историческая литература» и основополагающего буддийского трактата «Дхаммапада» (сборник изречений Будды). Этот литературный памятник древнеиндийской философской мысли явился важнейшим этапом в изучении буддизма в нашей стране.

Ю.Н. Рерих. Москва. 1958 – 1960

Особо следует отметить многолетний оставшийся в рукописи фундаментальный научный труд Ю.Н. Рериха «История Средней Азии», над которым он работал еще в Индии и который намечал, но не успел завершить на Родине. Под термином «Средняя Азия» Юрий Николаевич понимал обширное пространство от Кавказа до Большого Хингана и от Гималаев до Алтая. Это исследование представляет собой культурно-исторический обзор важнейших государственных и культурных образований на огромной территории Евразии. В настоящее время Международным Центром Рерихов выпущен в свет 1 том этого уникального труда.

Возвращение Ю.Н. Рериха в Россию и принятие советского гражданства было шагом мужественным и самоотверженным, учитывая, что долгое время правящие круги СССР формировали в общественном сознании искаженное представление об этой выдающейся семье.

Именно Юрию Николаевичу Рериху мы обязаны тем, что имеем возможность широкого знакомства с многогранным творческим наследием его родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. Заветная мечта родителей вернуться на Родину при жизни так и не сбылась. Это сделал старший сын Юрий Рерих, вернувший их доброе Имя и великое наследие в Советский Союз. Он привез на Родину принадлежавшую ему часть наследия родителей: более 500 картин отца, огромную библиотеку, ценные предметы.

При непосредственном участии Ю.Н. Рериха снимались не только запреты на все, что было связано с именами Рерихов, но и рассыпались многочисленные мифы об их жизни и творчестве. От Юрия Николаевича Рериха окружающие его люди узнали о сути и главной концепции учения Живой Этики, или Агни Йоги. Именно он положил начало Рериховскому культурному движению в СССР.

При участии и с помощью Юрия Николаевича устраивались первые выставки картин Н.К. Рериха: сначала в Москве (апрель 1958 г.), а затем в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах.

Впервые на правительственном уровне Ю.Н. Рерихом был поставлен вопрос о создании в стране музея Н.К. Рериха. В этих целях он передал в дар Русскому музею около 350 картин своего отца, при условии их постоянной экспозиции, 60 полотен были подарены Новосибирской картинной галерее. Однако при жизни Юрия Николаевича его мечте не суждено было сбыться. Государством не была создана и постоянная экспозиция живописи Н.К. Рериха при Русском музее. Большинство из этих полотен так и не дошли до зрителя и по сей день продолжают пылиться в запасниках.

И как человек, и как ученый, и как гражданин своей страны Юрий Николаевич Рерих был личностью выдающейся. По словам Святослава Николаевича Рериха: «Юрий Николаевич – это образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя, человека высочайшей духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достижение человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над самим собою и развивая в себе качества, присущие человеку, стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять ее над уровнем повседневности».

Юрий Николаевич Рерих ушел из жизни 21 мая 1960 года в возрасте 58 лет. Его прах был захоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Автором памятника выдающемуся русскому ученому является С.Н. Рерих.

Источник

См. также

Библиография творчества Ю.Н. Рериха

Хронология жизни и творчества Ю.Н.Рериха.

Коллекция фото Юрия Николаевича Рериха

 

agnivesti.ru

Личная жизнь

Семья

Жена - Елена Ивановна Шапошникова. Рерих и его жена были очень близки духовно. Они оба искали свой особый духовный путь, пытались понять и принять этот уникальный Мир, обладали мощной энергетикой и трудолюбием. Жена Н.К.Рериха была его другом и сподвижником в его начинаниях, даже в его экспедиции, которая была очень сложной и временами даже опасной.

Е.И.Шапошникова

Юрий Николаевич Рерих - из крупнейших востоковедов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чье имя известно во многих странах мира. Он в совершенстве владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, блестяще знал культуру Востока, его религию и философию и представлял то синтетическое направление востоковедения, которым могла бы по праву гордиться Россия.С ранних лет мальчика увлекали история и военное дело. О широте интересов и многообразии талантов молодого Рериха свидетельствуют его живописные и графические работы, выполненные в школьные годы и говорящие о художественном даре Юрия. Как и отец окончил гимназию К.Мая. После поступает на индоиранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете.В Москве Юрий Рерих приступает к работе в Институте востоковедения АН СССР, возглавляя «Сектор философии и истории религии Индии». За три неполных года, проведенных в Советском Союзе (август 1957 - май 1960), он выполняет невероятно большой объем работ, сравнимый с целой человеческой жизнью.Особо следует отметить многолетний оставшийся в рукописи фундаментальный научный труд Ю.Н. Рериха «История Средней Азии», над которым он работал еще в Индии и который намечал, но не успел завершить на Родине. Ушел из жизни в возрасте 58 лет.

Ю.Н.Рерих

Святослав Николаевич Рерих - уже в раннем детстве мальчик проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с природными художественными способностями. Интересовался орнитологией, зоологией. Как отец и старший брат учился в гимназии К.Мая. Затем Святослав Рерих обучается в Лондоне, в Королевской академии искусств, где изучает архитектуру, а через год продолжает архитектурное образование в США, сначала в школе Колумбийского, а затем Гарвардского университетов, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса. Свой путь художника С.Н. Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре высочайшего мастерства. Даже при кратком знакомстве с картинами Рериха чувствуется огромный творческий диапазон художника: помимо портретной, он обращается к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи и во всем проявляет себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор.В 1944 году Святослав Рерих встретился с одной из самых почитаемых киноактрис 1930-х, начала 1940-х годов Девикой Рани, которая впоследствии стала его женой, но не только женой, а еще соратником и музой. Принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре (Индия), созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Ушел из жизни в возрасте 88 лет.

С.Н.Рерих C.Н.Рерих и его жена - Девика Рани

Успехи

  • 1899г. - участвовать в выставке нового художественного объединения «Мир искусства»
  • 28 октября 1901 года - свадьба с Еленой Ивановной Шапошниковой
  • 1902, 16 (3) августа родился сын Юрий Николаевич Рерих
  • 1904, 23 (10) октября родился сын - Святослав Николаевич Рерих
  • 1905г. - по приглашению художественного общества «Манас» в Праге открывается первая заграничная выставка работ Рериха
  • 1910 г. - ранее распавшийся «Мир искусства» вновь возродился, Рерих был избран его председателем

Признание взыскательным художественным критиком А.Н. Бенуа таланта Н.К.Рериха: «редкое совершенство исполнения, большую выдержанность техники, ее уверенную простоту»

  • 1912 г. - заказ на роспись храма в Талашкине
  • 1919 г. - заказ на оформление в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П. Бородина
  • 1920 г. - выставка картин под названием «TheSpellsofRussia» в Лондоне

По инициативе Н.К.Рерихав Чикаго открываются Международное общество художников, общество «Венец Мира», в Нью-Йорке - Институт объединенных искусств.

  • 1921г. - выходит в свет сборник стихотворений Н.К.Рериха «Цветы Мории»
  • 1924 г. - открытие музея имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство
  • 1925-1928 г.г. - Центрально-азиатская экспедиция. Во время этой непросто экспедиции было собрано множество материала о культуре разных народов, предметов быта, легенд, рукописей. Были сделаны различные наблюдения, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай - Гималаи»), а также около 500 картин.
  • 1928 г. - основание в Индии института гималайских исследований «Урусвати»

Рерих известен и как общественный деятель. В 1929 году по его предложению был разработан проект Пакта, который предусматривал защиту исторических, культурных и научных памятников в военное время. Пакт Рериха получил широкую поддержку многих известных деятелей культуры и науки, в разных странах были образованы постоянные комитеты Пакта, проводились международные конференции. Рерих был выдвинут в кандидаты на Нобелевскую премию мира. Идеи Пакта, сохранив актуальность, постепенно возродились после Второй мировой войны.

  • 1931 г. - Проведение в Брюгге Первой Международной конференции Пакта Рериха. Вышла в свет книга «Держава Света» (Southbury:Alatas, 1931).
  • 1935 г., 15 апреля - подписание в Вашингтоне Пакта Рериха.

Во время Второй мировой войны вместе со своим сыном С.Н.Рерихом устраивают выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны - только уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», - писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 году.

Присылая свои работы, которые были проникнуты духом Востока, на выставки в Европу, Рерих тем самым способствовал укреплению межкультурных связей, дружбу между такими полярными странами, отношения между которыми в то время (после Второй мировой войны) были напряженными.

О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии - с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца.

В 1947 году Рериха не стало. Но до последнего дня он работал и старался сделать как можно больше, ведь он был полон идей и очень хотел, чтобы с их помощью мир стал лучше. За свою жизнь он написал около 7 тысяч картин.

Признание заслуг в общественной, научной и художественной деятельности Н.К. Рериха ни в коей степени не повлияло на его отношение к Родине. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт - России. Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К. Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться - в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…

Невероятным образом чувствовал цвет, ощущал связь звука и цвета, которую выражал в своих иллюстрациях к музыкальным произведениям (в декорациях). Очень тонко чувствовал этот мир и события, которые в нем происходили. Так, перед Первой мировой войной у него выходит ряд работ, которые были полны тревогой, предчувствием страшных событий. Горький назвал Рериха «великим интуитивистом».

Современниками Рерих воспринимается человеком космического сознания. Они называют живописный мир Рериха «Державой» (Леонид Андреев), его самого величают «Мастером Гор» (Барнет Д. Конлан).

Page 2

Кавалер российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира;

Кавалер югославского ордена Святого Саввы;

Кавалер ордена Почетного Легиона Франции;

Кавалер Королевского Шведского ордена Полярной Звезды.

Рериха называли человеком невероятного трудолюбия. Кроме того его называли человеком гениальным, чья гениальность рассматривалась не только как данный дар свыше, но как сочетание дара и огромных трудов. У него была невероятная энергия для того, чтобы сделать все то, что он совершил на своем жизненном пути. Он очень много учился особенно на начальном этапе своего творчества. Его учителями в разное время были: М.О.Микешин, А.И.Куинджи, Ф. Кормон, Пюви де Шаванн. В поисках своего живописного языка он экспериментировал с материалами, фактурами, стилями, манерами письма. Он много путешествовал, в том числе с собственными выставками, общался с разными людьми, узнавал мир. Помимо того, что Рерих занимался активно живописью он также писал различные статьи о культуре, о происхождение европейских культур из азиатских, о русской национальной культуре, идее.Его научная задача - духовные связи России с Востоком, которую он надеялся когда-нибудь разрешить на нехоженых тропах Монголии и Тибета. Собирал и сравнивал легенды о связенном месте, которое у разных народов имело разное название: Беловодье, Шамбала, гора Мера,

Н.К.Рерих говорил: «Сознание красоты спасет». Он был уверен, что через искусство можно объединить людей, возродить в них те светлые чувства, которые помогают жить счастливо и помнить о своей культуре и корнях.

Особенности мотивационных проявлений

Движущей силой для Н.К.Рерихом в первую очередь были следующие моменты:

  • -желание исполнять духовную миссию плодами своего творчества «Сеять разумное, доброе, вечное»
  • -возможность самореализоваться
  • -желание изменить мир в лучшую сторону
  • -желание выразить свои творческие способности
  • -выражение своего высшего предназначения через творческую деятельность
  • -желание раскрывать и узнавать самого себя, свой внутренний потенциал, дарованные таланты

Для Н.К.Рериха в профессиональной деятельности наиболее важным являлось:

  • -возможность выразить свои творческие замыслы
  • -увлеченность своей деятельностью
  • -возможность самореализоваться
  • -возможность получить духовное удовлетворение от результатов своего труда
  • -возможность общаться с людьми с подобными творческими способностями, интересами
  • -польза для людей

В трудовой деятельности Рерих смог реализовать следующие мотивы:

  • - взаимодействие с коллегами в коллективе
  • -достижение известности в своем профессиональном сообществе
  • -возможность самостоятельно распоряжаться своим рабочим временем
  • -достижение компетенции в своей профессии
  • -возможность участия в принятии решений в своем профессиональном сообществе
  • -получение членства в профсоюзном сообществе

Оценка степени важности для данной личности отдельных моментов трудовой деятельности

  • 1б. - совершенное не важно
  • 2б. - скорее не важно
  • 3б. - все равно
  • 4б. - достаточно важно
  • 5б. - очень важно

Мотив

Баллы

Стремление к получению большего материального вознаграждения

Стремление к продвижению по службе

Удовлетворение от работы

Уважение со стороны начальника

Хорошее отношение со стороны коллег

Стремление проявить себя, выделиться

Осознание социальной, общественной значимости своего труда

Желание спокойно работать, без неприятностей

Стремление избежать ответственности, принятий решений

Стремление добиться максимальной самостоятельности в работе

Желание проявить творчество в работе

Стремление трудиться в одиночестве

Стремление общаться с людьми с похожими творческими способностями, интересами

Духовное удовлетворение результатами своего труда

Стремление достичь общественного признания

studwood.ru

Елена Рерих

Елена Рерих, супруга художника и путешественника Николая Рериха, запомнилась миру как философ, специализирующийся на эзотерике, и исследователь. Ее перу принадлежат серия книг об учении Живой этики, или Агни-Йоге, трактат «Основы буддизма», перевод «Тайной доктрины, синтеза науки, религии и философии» Елены Блаватской и писем Махатм. Благодаря труду Елены Рерих в России начало развиваться движение нью-эйджа.

Детство и юность

Рерих, в девичестве Елена Ивановна Шапошникова, родилась 12 февраля 1879 года в имперском Санкт-Петербурге в семье академика архитектуры Ивана Ивановича и Екатерины Васильевны. По материнской линии девочка принадлежала старинному роду Голенищевых-Кутузовых, представителем которой является полководец Михаил Илларионович, главнокомандующий русской армии во время Отечественной войны 1812 года.

Окружение родителей Елены Ивановны составляли писатели, музыканты, художники. Под их влиянием девочка рано увлеклась философской литературой и религией, научилась играть на фортепиано и рисовать.

Елена Рерих в молодости

Всесторонние знания помогли Шапошниковой в 1895 году с отличием окончить Мариинскую женскую гимназию и поступить в Санкт-Петербургскую музыкальную частную школу. Затем девушка собралась в консерваторию, но родители не позволили: тогда в студенческой среде гуляли революционные настроения, и они, люди высшего класса, боялись, что дочь «заразится».

Кто знает, как сложилась бы биография Елены Шапошниковой, которую родители старательно прятали под крылом, если бы не встреча с художником и археологом Николаем Константиновичем Рерихом в 1899 году.

Личная жизнь

Елена и Николай познакомились в Бологом Новгородской губернии, где Шапошникова с матерью отдыхали летом. В 2001 году на месте встречи влюбленных воздвигли «Памятник любви» — камень, на котором установлена табличка со словами Рериха:

«...в Бологом, в имении князя П. А. Путянина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!».

Молодые люди полюбили друг друга — за живость ума, творческую жилу, тягу к приключениям. Несмотря на запреты родителей Шапошниковой, в 1901 году девушка стала женой Николая Рериха. Венчание состоялось в церкви Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.

Памятник Елене Рерих и Николаю Рериху в Москве / Международный Центр Рерихов

Елена Рерих — мать двоих детей: в августе 1902 года родился Юрий, в октябре 1904-го — Святослав. Старший сын пошел по стопам матери, став ученым-востоковедом, исследователем учения Агни-Йоги, а младший — по стопам отца, покорив холст красочными пейзажами и чувственными портретами.

Как и сама Елена Ивановна, мальчики росли в окружении «сливок общества»: в доме Рерихов часто бывали Михаил Врубель, Архип Куинджи, Валентин Серов, Игорь Стравинский, Александр Блок.

Философские взгляды и творчество

Недаром говорят: муж и жена — одна сатана. Личную жизнь Елены и Николая Рерихов эта присказка описывала максимально точно. Супруги вместе создавали шедевры — на некоторых картинах Николая Константиновича указано двойное авторство, путешествовали, воспитывали сыновей. Поэтому, когда в 1903 году Рерих отправился в поездку по России в поисках национального колорита, Елена Ивановна не осталась в стороне.

Философ Елена Рерих

Пока муж занимался раскопками, Рерих изучала местную архитектуру и роспись, обучалась искусству реставрации. Навык со временем пришелся кстати — в поездках Рерихи собирали уникальные предметы старины, которые требовали восстановления. Их коллекция насчитывала более 300 предметов искусства и быта. Сегодня она хранится в Эрмитаже.

В 1916 году здоровье Николая Рериха заставило семью переехать в Финляндию. Спустя 2 года эта страна объявила о независимости и опустила «железный занавес». Россия оказалась закрыта. Не в силах вернуться домой, Елена Ивановна с супругом и детьми переехали в Англию.

Елена Блаватская

В Лондоне Рерих сблизилась с Теософским обществом, которое основала Елена Блаватская. В ее труде «Тайная доктрина, синтез науки, религии и философии» объясняется, что цель общества состоит в исследовании различных религий, философий и наук в сравнении. В июле 1920 года Елена и Николай Рерихи официально вступили в ряды организации.

Главный труд Елены Рерих, который отвечал задачам Теософского общества — книги об учении Агни-йоги, или Живой этики. Сборник состоит из расшифровок спиритических сеансов, которые Рерихи проводили с 1900 года.

Общественный деятель Елена Рерих

Цель сеансов заключалась в общении с «Учителем Мудрости» Махатмой Мории. Сведения, полученные в «разговорах», фиксировались методом «автоматического письма», то есть бессознательно, в состоянии гипноза. Этим навыком обладали Николай и Юрий Рерихи, а Елена Ивановна якобы владела даром ясновидения. Согласно дневникам Елены Рерих, первый «разговор» с Махатмой состоялся в 1920 году и длился на протяжении 20 лет. В результате появились 14 книг Агни-йоги.

По сути «Живая этика» — это религиозное учение. Как христианство основано на вере в Бога, центр притяжения Агни-йоги — Агни, то есть духовный огонь, благодаря которому появилась Вселенная. Она, согласно учению, состоит из 4 уровней: человеческий земной мир, потусторонний тонкий мир и его усовершенствованная форма огненный мир, а также высшие сферы, которые человек может познать лишь на высшем уровне развития.

Елена Рерих и Николай Рерих в путешествии

Последователи Агни-йоги верят в реинкарнацию: человеку даруется вечная жизнь в разных телах, чтобы тот смог достичь «высших сфер». Важнейшим законом учения считается карма. В годы активного распространения Агни-йоги Русская православная церковь выступила с заявлением, что учение Елены Рерих наравне с мыслями Елены Блаватской несовместимы с христианством. Их последователи отлучают себя от Бога.

В апреле 1925 года Елена Ивановна взялась за перевод «Писем Махатм», которые посвящены истории основания Теософского общества. Так родилась новая книга «Чаша Востока», выпущенная в том же году под псевдонимом Искандер Ханум. В 1926 году Елена Рерих в книге «Основы буддизма» изложила суть фундаментальных понятий учения Будды.

Портрет Елены Рерих

Свои философские идеи писательница активно продвигала в переписке с деятелями искусства и политики, учеными, последователями — более чем с 140 корреспондентами. Она раскрывала суть космизма, Живой этики, говорила о сложнейших философских и научных проблемах. Полное собрание сочинений писем вышло в 1940 году в двухтомнике «Письма Елены Рерих».

К слову, именно из этого сборника известно о личной философии Рерих, которая основана на «трех ключах» — любви, красоте и знании. В одном из писем писательница дает советы, как заполучить эти «три ключа»: не врать, быть чистым, мыслить позитивно и так далее.

Экспедиции

Рерихи неустанно исследовали мир. В 1920 году семья оказалась в США, куда Николая Константиновича пригласили представить свое творчество. В ожидании Елена Ивановна времени не теряла — она открыла музей супруга, организовала несколько художественных центров.

Писательница Елена Рерих

В декабре 1923 года Елена, Николай и Юрий Рерихи отправились в Индию — как оказалось позже, их духовную обитель. Цели экспедиции объясняются цитатами из дневников участников похода: «ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев», «создание живописной панорамы земель и народов Внутренней Азии», «сбор этнографического и лингвистического материала, характеризующего древние культуры региона».

Впрочем, имеются и иные версии назначения экспедиции — от выполнения миссии Объединенного государственного политического управления при СНК СССР до поиска Шамбалы, мифической страны в Тибете.

Маршрут движения Рерихов пролегал по Индии, Китаю, Алтайскому краю России, Монголии и Тибету. Судя по записям в дневнике Николая Рериха, поход был непростым, приходилось голодать и мерзнуть, но Елена Ивановна подавала мужчинам «пример бодрости. Чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее она была».

Елена Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции / Международный Центр Рерихов

В результате 4-летнего похода семья нанесла на карты мира новые географические точки, собрала десятки редчайших манускриптов и лингвистических материалов. После официального завершения экспедиции Рерихи остались в Индии и основали Институт гималайских исследований «Урусвати», главная цель которого состояла в исследовании районов Азии. Елене Ивановне отводилась роль знатока в области религии Востока.

Рерихи так беспокоились о культуре мира, что составили Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Елена Ивановна направила все усилия на привлечение сторонников. В итоге в 1935 году под договором подписались главы 22 стран.

Смерть

До последних дней Елена Рерих считала своим домом Россию и имела российское гражданство. После смерти Николая Константиновича в январе 1948 года женщина с сыном хотели вернуться, но им отказали в визах.

Елена Рерих в последние годы

5 октября 1955 года Елена Рерих умерла в индийском городе Калимпонг. Причина смерти естественная — писательнице исполнилось 76 лет. На месте ее кремации воздвигнуто традиционное буддистское сооружение — ступа. На фото с этого места можно увидеть табличку:

«Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии».

Философ-востоковед ушла из жизни, но память о ней и ее супруге осталась жива. В 2001 году в Москве организовали Благотворительный фонд им. Елены Рерих, который финансирует труды, направленные на популяризацию наследия Рерихов, развитие мировой культуры.

Цитаты

«Злой человек, упрекающий добродетельного, подобен человеку, который смотрит вверх и плюет в небо; плевок не осквернит небо, но, падая обратно, запятнает его самого».«Не существует места на земле, или на небе, или под водою, также нет такого в недрах гор, где бы злое действие не принесло страдания породившему его».«Любовь может создавать миры».«Благословенны препятствия, ибо ими растем».

Библиография

Учение «Живой Этики»:

  • 1924 — «Листы сада Мории. Зов»
  • 1925 — «Листы сада Мории. Озарение»
  • 1926 — «Община»
  • 1929 — «Агни Йога»
  • 1930 — «Беспредельность».
  • 1931 — «Иерархия»
  • 1932 — «Сердце»
  • 1933-1935 — «Мир Огненный»
  • 1936 — «Аум»
  • 1937 — «Братство»
  • 1938 — «Надземное»

Отдельные издания:

  • 1925 — «Чаша Востока»
  • 1926 — «Основы буддизма»
  • 1940 — «Письма Елены Рерих»
Page 2
писатель Алекс Кош писатель Георгий Смородинский писательница, журналистка, преподаватель Дарья Калинина писательница Галина Куликова писательница Марина Крамер писательница Мария Метлицкая писательница Кара Хантер писательница Ольга Валентеева писатель Джо Хилл поэт, дипломат Пабло Неруда писательница, психолог Юлия Шилова писатель Кен Фоллетт писательница Джоди Пиколт писательница Тесс Герритсен писатель Джон Вердон писатель, изобретатель, мотогонщик Андрей Величко писатель, певец, оратор-мотиватор Джо Витале писатель Джон Кехо писательница Наталья Щерба юрист, писатель, общественный деятель, сценарист Чингиз Абдуллаев

24smi.org


Смотрите также