Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Юрий яковлев актер биография семья


Биография Юрия Яковлева

Юрий Васильевич Яковлев (1928-2013) — легендарный советский актёр театра и кино, имеет звание Народного артиста СССР, лауреат многочисленных государственных премий. Он родился 25 апреля 1928 года в Москве. Зрители по всему миру помнят его колоритных персонажей в картинах «Ирония судьбы, или с лёгким паром!», «Идиот» и «Иван Васильевич меняет профессию».

Педагоги и режиссёры нередко критиковали внешность актёра, считали, что он будет плохо смотреться в кадре. Несмотря на это, Юрий смог доказать всем свой талант и завоевать любовь миллионов людей. Его фразы помнят и любят, а фильмы смотрят в кругу семьи и друзей.

Детство и юность

Юра появился на свет в семье юриста и медсестры. В это время шла Великая Отечественная война, в ходе которой к 1937 году мальчик потерял практически всех родственников. Ситуацию усугубил развод родителей, вследствие которого Яковлев видел отца только по четвергам. На несколько лет семья перебралась в Уфу, только в 1943 г. они вернулись в столицу. Денег катастрофически не хватало, юноша подрабатывал механиком во время обучения в вечерней школе. Впоследствии он стал мастером по мелкому ремонту при посольстве США.

После окончания школы Юрий планировал стать дипломатом. Он уже собирался подавать документы в Институт международных отношений, однако в последний момент передумал. Выпускник решил попробовать свои силы в профессии актёра. В 1948 г. он подаёт документы во ВГИК, но с первого раза поступить не удаётся. В результате Яковлев стал студентом Щукинского училища благодаря Мансуровой Цецилии Львовне. Она заинтересовалась талантливым парнем, захотела с ним поработать, поэтому настояла на его принятии в учебное заведение.

Юрий чуть не вылетел с первого же курса училища. Он получил неудовлетворительную оценку по актёрскому мастерству, однако Цецилия Львовна дала второй шанс парню. Благодаря ей он был переведён на второй курс, постепенно юноша улучшил свои оценки. В конце обучения его даже считали подающим надежды актёром. В 1952 г. Яковлев получает диплом, после этого его приглашают на работу в театр имени Вахтангова.

Театр и кино

С 1952 г. актёр регулярно появляется на театральных подмостках. Изначально он играл лишь эпизодических персонажей, к примеру, жандарма в спектакле «Отверженные». Затем режиссёры приглашали Юрия на небольшие второстепенные роли в постановках «Макар Дубрава» и «Европейская хроника». Первой масштабной ролью в карьере Яковлева стал образ Ленского в пьесе «Раки» Сергея Михалкова. Зрители и критики высоко оценили его работу. Им пришлась по душе простота и искренность артиста. Он полностью выкладывался в каждом спектакле, проживал события пьесы.

Яковлев закрепил успех, блестяще сыграв в постановках «Горя бояться — счастья не видать», «Пьеса без названия», «Три возраста Казановы» и «На всякого мудреца довольно простоты». Все роли были разноплановыми, в некоторых из них Юрий Васильевич показал свой прекрасный вокал. К концу 60-х годов его признали ведущим актёром театра, многие конкуренты пытались переманить звезду к себе. Но он отказался даже от работы в МХАТ, поскольку по натуре являлся консерватором.

Дебют Юрия в кино состоялся в 1954 г. Его пригласили сыграть второстепенную роль в картине «Великий воин Албании». Спустя год актёр получил предложение сняться в водевиле «На подмостках сцены». Потом он играл ещё в нескольких фильмах, однако успех пришёл лишь в 1956 году после роли в ленте «Идиот». Образ князя Мышкина до сих пор считается одной из самых ярких работ в творчестве Яковлева. После неё он начал регулярно получать предложения от режиссёров.

Наиболее плодотворным было сотрудничество актёра с Эльдаром Рязановым. Он снялся в кинолентах «Человек ниоткуда» и «Гусарская баллада», но особенной популярностью пользовался фильм «Ирония судьбы, или с лёгким паром!». До сих пор тысячи людей на территории пост-СССР включают эту картину в новогоднюю ночь и смотрят всей семьёй.

Последние годы

Всю жизнь Яковлев играл в театре, у него был перерыв лишь на несколько лет с 1954 по 1962 г. В это время он активно снимался в кинофильмах. Более 60 лет Юрий Васильевич провёл на сцене театра имени Вахтангова, последнюю роль он сыграл в 2011 году. Артист в очередной раз подтвердил свой талант в постановке «Пристань». Всего на его счету было более 50 пьес абсолютно разных жанров. Мужчина работал со многими знаменитыми режиссёрами и актёрами.

Юрий Васильевич обладал приятным, хорошо поставленным голосом. Благодаря этому он нередко пел на сцене, а также озвучивал мультфильмы и грампластинки. Голос Яковлева можно слышать в мультиках «Музыкальный магазинчик», «Старуха, дверь закрой» и «Улыбка Леонардо да Винчи». Он даже снялся в клипе группы «Агата Кристи» на композицию «Сказочная тайга».

Актёр написал за свою жизнь две книги. В 1993 году вышло сочинение «Между прошлым и будущим», спустя четыре года на книжных полках появился «Альбом судьбы моей» авторства Яковлева. Его актёрский талант неоднократно отмечали престижными наградами. С 1976 г. Юрий Васильевич считался Народным артистом СССР, также он получил множество государственных премий и орденов.

После 1993 г. артист почти не снимался, он был невысокого мнения о кинематографе того времени. Последним фильмом с его участием стало продолжение легендарной «Иронии судьбы». Критики не оценили фильм о постаревших героях, но многим зрителям он понравился. Величайший актёр погиб в ночь на 30 ноября 2013 года в московской больнице. Туда его госпитализировали после обморока. До этого Яковлев долго болел, точная причина смерти неизвестна. С ним пришли попрощаться коллеги и близкие родственники.

Любимые женщины Яковлева

Артист неоднократно шутил насчёт того, что его влюбчивый характер был предопределён знаком зодиака. Он утверждал, что все «тельцы» невероятно влюбчивы и ревнивы. Яковлев любил женщин, не мог устоять перед привлекательными девушками даже в зрелом возрасте. Он регулярно заигрывал с красавицами, несмотря на наличие супруги. Каждый раз актёр утверждал, что влюбился по-настоящему.

Первую любовь Юра встретил в юности, на тот момент ему было всего 16 лет. Школьник начал встречаться с девушкой Галей, она была младше его на 2 года. Отношения длились в течение четырёх лет, до получения аттестата зрелости. После этого жизнь разбросала влюблённых по разным местам, хотя актёр нередко вспоминал Галину. После школы он жил в гражданском браке с некой Ириной, они познакомились на курорте. Девушка родила от актёра двоих близнецов, но он не признал отцовство.

Во время обучения в училище имени Щукина студент познакомился со своей будущей женой Кирой Мачульской. Для неё это был второй брак, первый супруг ушёл от девушки вследствие измены с её стороны. Кира и Юрий познакомились на празднике в Доме актёра. Юноша решился подойти к привлекательной медсестре только после окончания представления. Он проводил её до дому, после этого у них завязались романтические отношения. Летом 1952 г. состоялась свадьба.

Кира Мачульская долго не могла родить из-за туберкулёза, у неё случилось несколько выкидышей. Юрий трепетно ухаживал за супругой, однако в то же время у него начался роман с Екатериной Райкиной. Несмотря на то, что партнёры были не свободны, Катя забеременела практически одновременно с женой Яковлева. Через несколько месяцев появилась на свет дочь Алёна, чуть позднее родился внебрачный сын Алексей.

После рождения первенца Юрий Васильевич ушёл от жены к любовнице. Екатерина долго терпела его недостатки, но не смогла простить пьянства. Из-за пристрастия к алкоголю актёр подверг опасности не только новую пассию, а и собственного ребёнка. Когда Алёше исполнилось три года, Райкина подала на развод.

Юрий недолго пробыл в статусе холостяка, поскольку встретил самую большую и светлую любовь своей жизни. Ею стала Ирина Сергеева, она работала директором музея в родном театре Яковлева. Она была замужем, воспитывала сына. Кроме того, с девушкой флиртовал главный режиссёр Рубен Симонов. Но ничто не остановило влюблённого Яковлева, вскоре они с Ирой поженились. В 1969 году родился сын Антон. Все дети пошли по стопам отца, они выбрали актёрский путь. Сейчас они дружат, отлично общаются между собой, несмотря на разных матерей.  

stories-of-success.ru

ПОЧЕМУ АКТЁР ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ МОЛЧАЛ О СВОЁМ ПРОШЛОМ

«Поговаривали, что никто из артистов не был согласен дальше работать над фильмом — слишком тяжело. При этом именно тогда в Театр Вахтангова стали ходить специально на Яковлева, как раньше ходили на Гриценко. Фильм закупило множество стран, из-за чего Яковлев побывал даже в Голливуде. А когда он вернулся из-за границы, про него стали ходить мистические слухи», — из записок Глеба Скороходова.

Популярное: «Кого хоронят?»: Сеть активно обсуждает странный наряд Мелании Трамп в Ватикане!

Как-то записываясь на Гостеле­радио у брата (писателя и телеведущего Глеба Скороходова, в те времена режиссера Главной редакции литературно-драматических программ. — Прим. ред.), Юрий Яковлев случайно обмолвился о своих корнях, — рассказывает Инга Сидорова, в девичестве Скороходова. — История деда-миллионщика и дяди, занимавшего весьма высокий пост в 30-е годы, а потом репрессированного и расстрелянного, потрясла Глеба, он воскликнул: «Про это надо писать!» — «Не сейчас…» — деликатно ответил Юрий Васильевич. Однако, надеясь, что когда-нибудь время придет, брат до конца жизни собирал материалы о Яковлеве. К сожалению, его не стало годом раньше, чем самого Юрия Васильевича. Работа была не закончена, но многое брат успел. Его записки публикуются впервые.

Голос Яковлева советовали продавать как лекарство.

В 60-е годы у нас на студии Яковлев был нередким гостем. Сотрудники Гостелерадио шутили, что его голос нужно «разливать по банкам и продавать в аптеках как успокоительное». Стало модно приглашать Яковлева читать классику. Откуда взялся такой бархатный тембр, врожденное «барство», манеры? Однажды во время перерыва я спросил Юрия Васильевича: «Ну откуда у вас такой голос?» — «Думаю, от папы, он ведь выходил на сцену…» — «Кажется, отец ваш был юристом…» — «Это потом! А в юности он и в консерватории учился, и в одной из студий при МХАТе играл. Его сам Станиславский привечал! Но все, к сожалению, закончилось, потому что мой дедушка, купец первой гильдии, хотел, чтоб отец занялся серьезным делом. Сам дед был членом Городской думы, владел крупным кожевенным заводом…» Слушая это, я просто оседал на стул. Человек с такими корнями сделал карьеру в СССР! Да как же ему удалось это скрыть?

Дед Яковлева Василий Николаевич, имея лавки в Воронеже, оказался не просто «мильонщиком», он занимал высокие должности: заседал в Думе, какое-то время был даже городским головой. Серьезный человек. Разумеется, ему не нравилось, что его сын Василий вдруг стал заниматься в консерватории. А когда тот вообще уехал в Москву с намерением поступить на сцену МХАТа, Яковлев-старший употребил всю свою отцовскую власть, чтобы пресечь такое своеволие. И даже Станиславский, который действительно был с Василием Яковлевым знаком, не смог ничего сделать… Уйдя из театра, молодой Яковлев поступил в университет, чтобы получить профессию юриста. Но всю жизнь обожал театр и позже водил маленького Юру в тот самый старый МХАТ, где еще выходили на сцену Качалов и Книппер-Чехова…

Мама Юрия Яковлева, Ольга Ми­хайловна, тоже была не из простой семьи. Ее отец владел маслозаводом в Таганроге, девушка получила неплохое образование в Таганрогской гимназии. Как-то во время каникул она отправилась погостить к подруге в Воронеж. В это время из Москвы приехал навестить отца Василий Яковлев. Там они и познакомились, а после свадьбы поселились в Москве, где в 1928 году и родился Юра. Разумеется, к тому времени от былого богатства родителей ничего не осталось, все было национализировано. Свои купеческие корни родители не афишировали, тем более что дед Яковлева, будучи старостой Спасской церкви в Воронеже, помогал священникам утаивать церковные сокровища от советской власти.

Юрий Васильевич был по-настоящему привязан к семье. Про свою маму, Ольгу Михайловну, говорил всегда с придыханием. Употреблял слова: «Золото!», «Ангел!» Как-то сказал: «Маму, может, не всякий назвал бы красавицей. Но у нее было то, что называется «шармом»… Говорят, и я это перенял». Совершенно согласен! Называл Юрий Васильевич маму Лелечкой. Да ее все так называли, даже когда она была в летах. А вот с отцом Яковлев не был так близок. Тот оставил семью, когда Юре исполнилось четыре года. По какой причине — неизвестно. Во всяком случае, больше Василий Васильевич не женился. Из прекрасной квартиры он ушел жить в общежитие и приходил навестить сына раз в неделю, по четвергам. 

Мама тоже так и не решилась выйти замуж. Возможно, ради сына… Юра это оценил. Он был полностью мамин сын. И конечно, чувствовалось, что обида на отца у него осталась. Однажды я спросил, что лежало в основе непонимания? Юрий Васильевич нехотя ответил: «Всякое бывало… Я не разговаривал с ним два года после того, как серьезно заболела моя первая жена, Кира. Папа сказал, что мне нужна здоровая жена…» Недоразумения между ними возникали. В подобных случаях Яковлев и тогда, и позднее ничего никому не доказывал — просто уходил.

Юрий Васильевич удивительно хорошо знал Москву: Пречистенку, Пироговку, сад «Эрмитаж», Петровские Ворота. И Подсосенский переулок, где до сих пор стоит тот старинный доходный дом, где он родился. Яковлев обожал «водить экскурсии» для знакомых из других городов. Когда вследствие реконструкции в 60-е старинные переулки начали рушить, он просто физически заболел. Каждый разбитый дом воспринимал как рану на сердце. Рушилось его счастливое детство… Хотя не всякий назвал бы такое детство счастливым. В нем были черные воронки, аресты, расстрелы… Все это началось после их переезда в квартиру в Колобовском переулке. Здесь «для ответственных работников» был построен филиал знаменитого Дома на набережной. Квартиру в нем получил дядя Яковлева, родной брат его мамы, он занимал ответственный пост. А потом и вовсе дослужился до помощника Кирова и уехал жить в Ленинград. Квартиру же оставил родственникам.

В 1937 году начались массовые аресты, и в первую очередь среди ответственных работников, которые были «удачно» собраны в одном доме. Как-то раз я спросил у Юрия Васильевича: «Неужели вы уже что-то понимали в то время?» — «Мне было почти десять лет, и я очень быстро стал все понимать, — ответил он. — Дядю в Ленинграде арестовали. Много лет спустя я увидел кинохронику: в президиуме Киров, а рядом мой дядя. Я попросил документалистов сделать для меня снимок с пленки. Это все, что осталось на память о дяде. Позже мне удалось напасть на его след. Я узнал, что его расстреляли. Родственников «врагов народа» тоже обычно брали. Если бы это случилось с мамой, я был бы отправлен в специальный детский дом для детей врагов народа… Поговорка «сын за отца не отвечает», сказанная Сталиным, на деле не работала. Отвечали, еще как! Даже домашние животные отвечали за своих хозяев. Помню, когда в квартире нашего соседа проводился арест, первое, что сделали вошедшие, — пристрелили его пса…»

Но им повезло — маму Яковлева не арестовали. Хотя это почти невероятно: она же в то время работала на очень заметной должности — диетсестрой в столовой Кремлевской поликлиники. В этом закрытом для простых смертных учреждении была великолепная столовая, в которой можно было увидеть и Берию, и Орджоникидзе, и Тухачевского… А потом директор столовой, симпатизировавший Юриной маме, уволил ее, сказав: «Спасайтесь, сейчас идет чистка в нашей организации! Вам лучше сменить место работы». Одно время она замечала за собой слежку, под окном стояли «топтуны», но какой-то ангел-хранитель ее оберегал. Ареста не последовало. Возможно, помешала война, которая выгнала Яковлевых из Москвы.

Вообще-то они до последнего не хотели уезжать в эвакуацию, верили, что «все обойдется». Но в середине октября решились. «Страшные дни, когда кругом повальное бегство, паника, слухи, что немцы уже на окраинах Москвы, что перерезаны все дороги…» — вспоминал Яковлев. Несколько раз Юрий со своими одноклассниками приходил в военкомат. «Мне тринадцать лет, возьмите меня на фронт!» — «Не дорос, парень, годок-другой подожди!» — «Не хочу я ждать, пока будешь ждать, война уже кончится!» Многие так думали тогда. Что она кончится быстро… Вот и Юра с мамой взяли только самые необходимые вещи. И, как многие интеллигентные, не привыкшие к сложностям быта люди, проявили наивность. «Я взял только самое ценное — коллекции марок и оловянных солдатиков, — вспоминал Яковлев. — Это были очень дорогие солдатики. И редчайшие марки, которые мне привозили из разных концов страны. Потом этих солдатиков я сам продавал, стоя на рынке. По 15 рублей за штуку. Спустил и все марки, а мама продавала вещи…»

Оказались Яковлевы в Уфе. Там располагалось множество госпиталей, в один из которых и пошла работать Ольга Михайловна. Сын тоже устроился туда за продовольственную карточку. Стирал и скатывал бинты — они были в дефиците. Дикое количество раненых требовало бесперебойной поставки бинтов, так что часто прачечная работала и по ночам. Ну а потом Юра устроился почтальоном. В ту пору у него не было даже обуви, все лето он разносил почту, бегая по городу босиком! Но Юрина работа не помогла им с матерью выбиться из нищеты, денег не хватало на полноценную еду. И когда они вернулись в Москву, Юре поставили вторую степень дистрофии. Из-за этого мальчику пришлось уйти из школы. «Для многих детей нашего поколения вся учеба в те годы закончилась, — говорил Яковлев. — Вы не представляете это ужасное состояние, когда у тебя просто сил нет, нет мозгов…» 

Таких детей ждали заводы, а формально доучивались они в специально созданных «школах рабочей молодежи», где можно было сидеть годами. Яковлев тоже ее окончил — лет в двадцать, когда появилось время. Он ведь снова пошел работать — рассыльным в «Бюробин», так называемое бюро обслуживания иностранцев. А оттуда — в посольство США, где требовался шустрый мальчик в помощь автомеханикам. Шестнадцатилетнему Юре явно улыбнулась удача. Пришел он туда с дистрофией. А через год на него уже было любо-дорого смотреть! Он получал в гараже 500 рублей. На начальном уровне овладел английским. К тому же он научился водить автомобиль, и механики разрешали ему иногда «прокатиться» на шикарной иномарке. У Юры даже появился первый в жизни костюм!

В итоге он задумался о том, чтобы пойти в артисты. Осуществить мечту отца! Тем более что и война наконец-то закончилась. Юрий Васильевич навсегда запомнил этот день, не столько, правда, потому, что в Москве гремели салюты и на улицах пели и плясали люди. А потому, что им с двоюродным братом впервые дозволили выпить вина, как громко именовалась домашняя брага. Они тайком выпили больше. И два дня после этого болели. Поэтому, учась на актерском факультете, Яковлев еще несколько лет вообще не прикасался к спиртному.

Яковлева защитила знаменитая актриса.

Сначала он хотел поступать во ВГИК — в послевоенные годы все молодые люди мечтали сниматься в кино. «Я сдал экзамены, набрал необходимую сумму баллов. Оставалось только пройти собеседование и кинопробу, — вспоминал Юрий Васильевич. — На собеседовании, как мне показалось, я произвел хорошее впечатление на Сергея Аполлинариевича: он наслаждался моими знаниями по французской литературе. Я чувствовал, он мною заинтересовался. И уж после того как Герасимов, пожимая мне руку, сказал: «Будем работать!» — я с облегчением вышел из аудитории. Об успехе кинопробы я уже не думал…» «Кинопроба» — это громко сказано. Студенту нужно было выйти на крупный план перед камерой и пройтись из одного угла в другой. Все!

И какой-то оператор, стоящий за камерой, вынес Яковлеву приговор: «Нет, не пойдеть! Не киногеничен». В ту пору считалось важным, чтобы человек гармонично смотрелся в кадре. А у Яковлева был чуть тяжеловат подбородок, не совсем симметричное лицо. Нужно было искать удачные ракурсы, а этого никто не делал. В общем, отсеяли. Герасимов об этом даже и не узнал… Юра стоял в коридоре ВГИКа, обескураженный, поверженный с небес на землю. Но один абитуриент подсказал: «Экзамены везде закончились. Хотя, кажется, в Вахтанговском училище еще принимают!» И Юра побежал туда. Встретили его в училище неласково. «У нас на место конкурс шестьсот человек, — сказала утомленная девица в секретариате. — Будете пробовать?» Да уж, во ВГИК было и то меньше! Но Юра рискнул. Ему помогла случайность в виде знаменитой актрисы Цецилии Львовны Мансуровой. Она буквально отстояла молодого человека, который никому не понравился. «Такие глаза! Ну разве можно его не взять?» И Юру приняли.

Поступившая в 48-м году в училище при Театре Вахтангова молодежь — это пестрая смесь из плохо и крайне плохо одетых студентов. Чаще всего ходили в фуфайках, в отцовском старом пальто, в валенках. При этом у них был специальный предмет, где учили, как носить бабочку, смокинг… Все это Юра осваивал легко, будто всю жизнь это делал. Кстати, в институт он ходил в стильной офицерской шинели из серо-голубой ткани, которую раздобыл у родственников. Он выделялся из толпы: был элегантен и загадочен. Влюблялись в него повально. При этом ловеласом Яковлев не был.

Как-то раз они с товарищем проникли без билета в Концертный зал Чайковского на концерт венгерской музыки. Прохаживаясь в антракте, Юрий увидел красивую брюнетку. По его собственным словам, его словно ударило током. «В голове стучала только одна мысль: «Я пропал!» Кем бы ни оказалась эта девушка, с кем бы она ни была, меня ничто не остановит. Либо я буду очень счастлив с ней, либо несчастен на всю жизнь…» А молодой человек у девушки был! Во всяком случае, после концерта, когда Юра снова наблюдал за прекрасной незнакомкой в гардеробе, ей подали пальто. «Я подошел к ним, выхватил у ее кавалера пальто: «Позвольте!» И подал. «Позвольте… проводить!» И она пошла не с ним, а со мной. Мы блуждали по городу до утра…» Девушку звали Кира. Большое взаимное чувство принесло в жизнь Юрия большие перемены. 

Впервые он решился разъехаться с мамой и пере­ехал к родителям Киры, в Зачатьевский переулок. Там и сыграли свадьбу. Для тех времен было нормально, что молодые обустраивают жизнь «за шкафом». Шкаф передвигался на середину комнаты, там ставилась кровать — вот и место для новой семьи. К таким бытовым неудобствам Юра был готов, а вот к требовательной теще — нет. «Она, как акын, который что видит, то и поет, комментировала все наши действия, — вспоминал актер. — Да и по ночам прислушивалась, иногда восклицая: «Господи, что он там делает с нашей дочерью?!» Уж насколько у Юрия был мягкий характер, и то часто случались стычки. А тут еще болезнь Киры… Но, возможно, именно болезнь супруги придала ему терпения. Теперь после репетиций Юрий спешил к любимой или шел хлопотать, чтобы отправить ее в санаторий. А утром буквально летел по арбатским переулкам в театр по пути булгаковской Маргариты.

Конец 50-х — начало 60-х — период наибольшей славы Театра Вахтангова, при Рубене Николаевиче Симонове. Молодого Яковлева приняли туда единственного со всего курса. «Меня взяли не потому, что нужен был герой, куда там, своих полно, — вспоминал Юрий Васильевич. — А потому, что я показался им подходящим на комедийные роли. Но зато какая обстановка была в театре в то время, какая атмосфера… Мы, молодые люди, — Ульянов, я, Лановой — купались в любви! Напротив театра располагалось кафе-мороженое. В перерыве между репетициями мы бегали туда, чтобы согреться, поскольку там и наливали. И кто-то о наших походах Симонову доложил. Он отреагировал: «Бегают в кафе? А на улице зима?.. Потрудитесь, чтобы они надевали пальто». Это была семья, в которую я был принят с любовью».

Молодежь, включая Яковлева, участвовала в восстановленной версии «Принцессы Турандот», на которую решился Симонов. Когда-то, в 20-е годы, постановка имела потрясающий успех. Москва напевала песенки и мелодии из этого спектакля, повторяла злобо­дневные шутки, которые актеры сочиняли сами. Именем «Турандот» называли духи, косметику и конфеты. Но в 1963 году с юмором было туго. На репетициях присутствовали товарищи из райкома и строго следили за лексикой. Это нервировало Николая Гриценко, тогдашнюю звезду театра, который умел смешить публику. 

На одной из репетиций он презентовал свой знаменитый стишок про Ланового, который «рожден для жизни половой». На другой, чтобы по совету райкома добавить ­пьесе злободневной сатиричности, предложил шутку: «Чем отличается пионер от котлеты? Тем, что котлету надо жарить, а пионер всегда готов!..» Но все это было «непроходным». В итоге спас спектакль приглашенный на репетиции Аркадий Райкин, который нашел ключ, как рассмешить зрителя, но не шокировать художественный совет. Райкин, кстати, очень хорошо относился к Яковлеву, который к тому моменту уже был женат на его дочери Кате, тоже актрисе Театра Вахтангова. Спасенный спектакль оказался счастливым. С ним Яковлев и другие актеры объехали всю Европу.

Про Яковлева ходили мистические слухи..

В спектакль полагалось всякий раз вставлять шутки на местном языке. И тут у Яковлева проявился талант полиглота. Оказалось, что, размявшись немного, он был в состоянии «заговорить» и на итальянском, и на венгерском, и даже на греческом, в то время как остальные коллеги день и ночь ходили с тетрадками по театру, зазубривая: «Антропос! Аколовапосос!..» Особенно тяжело пришлось Гриценко, который не мог запомнить ни одного слова. Иностранными словами, которые актер называл абракадаброй, были исписаны обшлага его рукавов, носовой платок, галстук. Но и обвешанный шпаргалками, он на сцене жалко смотрел на Юру: «А дальше как?» И Яковлев мастерски подсказывал. 

К сожалению, это оказалось началом большой беды. Гриценко стал катастрофически терять память и несколько лет спустя, играя все ту же «Принцессу Турандот», уже мог спросить у Яковлева: «Юрочка, а куда мне идти?» И тот проявлял много такта, чтобы помочь и в то же время не дать понять, насколько все плохо. Снявшись с Гриценко в «Анне Карениной» режиссера Зархи, Яковлев убедился в гениальности этого артиста и относился к нему благоговейно. Этот фильм их обоих прославил (Николай Олимпиевич сыграл там Каренина, а Юрий Васильевич — Стиву).

На самом деле на Каренина изначально планировался Смоктуновский, он обожал эту роль, и вдруг… Практически перестал видеть! Обострилась болезнь глаз. Проблемы с глазами они вместе с Баталовым заработали на съемках «Девяти дней одного года», играя ученых, — там использовались мощные военные прожектора. Так что Смоктуновского срочно заменили — Николаем Гриценко. И тот показал, чего стоит. Предложил режиссеру шестьдесят вариантов походки для Каренина… Тем временем Иннокентий Михайлович все не мог пережить расставание с этой ролью. Подлечившись, он стал как на работу ходить на съемки и давать советы Гриценко. Вернее, описывал, как сам бы сыграл тот или иной эпизод. Результат — два великих артиста поссорились!

Яковлев тоже обожал своего Стиву. К тому времени он уже был знаменит, сыграв Мышкина в пырьевском «Идиоте». В Театре Вахтангова также шла постановка по этому произведению, но Гриценко никому не уступал роль Мышкина, хотя ему было уже за пятьдесят. Когда сразу после смерти Рубена Николаевича в спектакль попробовали ввести молодого Алек­сандра Кайдановского, Гриценко стал отчаянно сопротивляться. И соперника устранил, роль не отдал… Но с годами все чаще критики стали говорить, что Яковлев в кино сыграл Мышкина лучше, чем Гриценко на сцене. Пырьев хвастался: «Знаете, что говорят про моего Мышкина? Что я отыскал его в доме для умалишенных! Что он настоящий сумасшедший, потому так и играет!» 

Он был этими слухами очень доволен. Ну а Юрий Васильевич вспоминал, что в период подготовки к роли действительно стал испытывать странные ощущения. Иногда ловил себя на том, что идет по улице и бормочет текст, люди же испуганно переходят на другую сторону… Кстати, «Идиот» должен был быть четырехсерийным, то есть первым русским сериалом. Но не вышло. Поговаривали, что никто из артистов не был согласен дальше работать над фильмом — слишком тяжело. Впрочем, и то, что было снято, имело огромный успех! Именно тогда в Театр Вахтангова стали ходить специально на Яковлева, как раньше ходили на Гриценко. Фильм закупило множество стран, из-за чего Юрий Васильевич побывал даже в Голливуде. Поездив по загранице, он приобрел лоск, научился обращаться с тростью и шляпой, красиво заказывать коньяк в баре… Про вернувшегося Яковлева стали ходить мистические слухи. Например, что он входит в какое-то тайное общество влиятельных людей, созданное в СССР.

Но на деле все было скромнее. На гонорар от «Идиота» Яковлев купил своего «Тузика», то есть автомобиль «Москвич-402». Но водить-то он не умел. Поэтому машину пришлось временно поставить во двор к другу, актеру Владимиру Самойлову, чтоб с нее чего-нибудь не открутили. В итоге этот «Москвич» стихийно превратился в мужской бар. Не так-то легко джентльменам в те годы было найти «заведение» в Москве, если им пришла охота выпить в два часа ночи. А салон автомобиля для этого отлично подходил!.. Юрий Васильевич начал водить только года через два. Мог с открытыми дверями развернуться через две сплошные. Но если к нему и бежал постовой, то только чтобы спросить: «Вам помочь?» Да и квартиру, хоть и не сразу, министр культуры помог получить со словами: «Будь моя воля, я бы вам особняк дал!»

Кстати, хозяйственность Юрию Васильевичу никогда не была присуща. «Не барское это дело!» — шутили коллеги. Благородное, но старое помещение на Арбате, куда Яковлев приехал уже с третьей супругой, Ириной, долго требовало ремонта. Но провести его было невозможно, потому что Юрий Васильевич не хотел нарушать порядок жизни. В результате супруга артиста, руководитель театрального музея, выхлопотала разрешение, чтобы на время ремонта Яковлев пожил… в мемориальной квартире Вахтангова.

Отдыхать же Юрий Васильевич полюбил в Доме творчества в Щелыкове, где надевал резиновые сапоги и фуфайку и уходил в лес за грибами. Это было единственной возможностью скрыться от людей. В 80-е годы, после съемок в комедиях у Гайдая и у Рязанова, Яковлева постигла страшная и беспощадная узнаваемость. И не очень приятная, ведь его считали смешным чудаком, как Ипполита, который мылся в пальто… Надо сказать, Рязанов, которого с Яковлевым связывали долгие годы дружбы, мечтал снимать Юрия Васильевича еще со времен «Берегись автомобиля». 

Планировал его на роль следователя Подберезовикова. Но так случилось, что уже на пробах Олег Ефремов, изначально претендовавший на роль Деточкина, оказался следователем. Ну а Юрий Васильевич гениально озвучил этот фильм. Только девять лет спустя, и то после долгих уговоров, Яковлев согласился сниматься в «Иронии судьбы…». «Не понимаю, как я влип в эту историю! — говорил он позже. — Все из-за Басилашвили, у которого умер отец, и он просто не мог в комедии сниматься. И костюмы его мне подошли…»

Кстати, мало кто знает, но пьеса «С легким паром!», по которой сняли этот фильм, еще двумя годами раньше планировалась к постановке в Театре Вахтангова. Яковлев должен был играть Лукашина, Надю — Юлия Борисова, а строгого Ипполита — Николай Гриценко. Но эта пьеса не прошла худсовет. А вот Рязанов постановку пробил, существенно улучшив сценарий. Да и сами актеры дали волю фантазии. Знаменитая фраза про заливную рыбу — яковлевская! Фильм имел потрясающий, просто беспрецедентный успех у народа. Хотя сам Юрий Васильевич всегда переключал на другой канал, когда показывали «Иронию судьбы…».

Сложно поверить, что у артиста такого уровня бывают периоды кризисов. С Яковлевым это произошло. И дело не в недовольстве его киноролями. Просто к генеральному прогону пьесы «Насмешливое мое счастье», где Юрий Васильевич играл Чехова, он подошел на пределе моральных и физических сил. У Яковлева в этой роли огромное количество текста… Он готовился долго, упорно. Но на генеральном прогоне с публикой, вероятно, переволновался. И… забыл. 

Артист с огромным опытом, с невероятной памятью перед премьерой заявил, что он не помнит текст! Руководство думало, что у актера начинается приступ депрессии, — как такое можно еще объяснить? Но это было просто перенапряжение, страх забыть текст на сцене… ?На то, чтобы прийти в себя, у Юрия Васильевича оставался день. Через сутки он уже должен был выйти на сцену — в роли Виктора Каренина в «Живом трупе». Яковлева отговаривали, но он переборол себя. Однако этот случай позволил некоторым коллегам говорить, что великий артист достиг предела и больше от него нечего ждать.

Лишь только заговорили, что в Вахтангова у него какие-то сложности, стали звонить главные режиссеры. Позвонил Ефремов: «Давай ко мне во МХАТ! Будешь всего Чехова играть!», позвонил Царев: «Все, что вы хотите сыграть, будет введено в репертуар Малого театра». Однако консервативный Яковлев не стал делать резких шагов и постепенно вернулся в свою колею… Дожил до времени, когда его приход в театр — в костюме, с тростью, в изящном шейном платке — считался событием для молодых актеров! Знаю, что перед премьерой спектакля «Пристань» он спрашивал у художественного руководителя: «Может, мне уйти из театра? Уже нет сил играть так, как хочу…» Но его убедили остаться, и свой эпизод по рассказу Бунина «Темные аллеи» он сыграл будто от самого себя. Постаревший, успокоившийся барин возвращается в места своей молодости и вдруг обнаруживает, что девушка, которая любила его тридцать лет назад, до сих пор не забыла. Все еще любит! Он и удивляется, и не понимает… А я уверен, что таких, как Юрий Яковлев, просто невозможно забыть…

leovik33.livejournal.com

Юрий Яковлев: жены, дети и внуки знаменитого актера

25 апреля народный артист СССР, популярный актер театра и кино, Юрий Яковлев отмечает 85-летний юбилей. Как сложилась личная жизнь знаменитого актера?

Юрий Яковлев родился 25 апреля 1928 года в Москве в семье юриста Василия Яковлева. С началом Великой Отечественной войны семья Яковлевых эвакуируется в Уфу. Там, в Уфе, тринадцатилетний Юра Яковлев работал вместе с матерью в госпитале.

В 1943 году Яковлевы вернулись в Москву. Юрий учился в вечерней школе, работал помощником механика в гараже. В 1952 году окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина и поступил на службу в Академический театр им. Евг. Вахтангова.

Личная жизнь Юрия Яковлева была бурной. Любви в жизни актера было много. Официально Юрий Яковлев был женат трижды.

В молодости Юрий Яковлев был большим ловеласом. Свою первую жену, студентку мединститута Киру Мачульскую, он буквально отбил у ее тогдашнего жениха. Вскоре после свадьбы, в 1961 году, у молодых родилась дочь Алена.

Вскоре выяснилось, что у Яковлева будет еще один ребенок – «на стороне». Беременной оказалась актриса Екатерина Райкина, дочь выдающегося артиста Аркадия Райкина, бывшая жена Михаила Державина. С ней Яковлев вместе играл в спектакле «Дамы и гусары». Узнав об этом, Яковлев развелся с Мачульской и женился вторично.Однако и этот брак оказался недолговечным. Вскоре после рождения сына Алексея Яковлев и Райкина расстались. Екатерина впоследствии вышла замуж за актера Владимира Коваля, а Юрий Яковлев после нескольких бурных романов наконец то нашел свое семейное счастье.

Третьей и последней женой актера стала Ирина Леонидовна Сергеева, в то время работавшая директором музея при Театре Вахтангова. В 1969 году у них родился сын Антон. Вместе Юрий Васильевич и Ирина Леонидовна живут уже пятый десяток лет.

Алена Яковлева, его старшая дочь, работает в Театре сатиры давно и довольно успешно, снимается в кино и сериалах. Сын Антон Яковлев стал талантливым режиссером, его спектакли идут в Москве и Петербурге. Алексей Яковлев - бизнесмен.

У Юрия Яковлева трое внуков. Внучка Мария Козакова (род. 1992) — актриса. Внук Яковлев Петр Антонович (род. 1999). Внучка Яковлева Елизавета Алексеевна (род. 2003).

Фото: личный архив

star-town.net

Актер Юрий Яковлев: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Юрий Васильевич Яковлев — знаменитый советский, а позже и российский заслуженный актер. Получил звание народного артиста СССР и был лауреатом на Государственную премию СССР. Свою известность он получил благодаря роли в кинокартине «Иван Васильевич меняет профессию».

В его послужной актерский список входит около ста двадцати различных работ в киноиндустрии и театре.  Более подробно о его актерской карьере и жизни вы сможете узнать из данной статьи.

[sc name=»biografiya-inside-1″]

Рост, вес, возраст. Годы жизни Юрию Яковлеву

Многим поклонникам творчества Юрия Васильевича интересен вопрос, каков же его рост, вес и возраст. Сколько лет Юрию Яковлеву — тоже довольно интересный нюанс, о котором вам сейчас и будет рассказано.

Актер родился в конце апреле 1928 года, но, к нашему великому сожалению, в ноябре 2013 его не стало. Юрий покинул нас в возрасте 85 лет. Рост Яковлева равняется 187 см, а про его вес никаких данных нет. Кстати, по знаку Зодиака Яковлев телец, который воплощает собой принцип любви к жизни и ее благам, а также имеет качества упорства и практичности.

Биография Юрия Яковлева. Дата смерти и похороны

Биография Юрия Яковлева весьма интересна.  Он коренной москвич, на момент начала ВОВ будущему актеру было всего 13 лет. Перед наступлением немцев на столицу, Юрий с родителями успели выехать в тыл, в Уфу. Там он помогал матери и работал вместе с ней в  госпитале. В средине 1943 года они вернулись домой. Юноша начал ходить на курсы при  вечерней школе и, в связи с нехваткой денег, подрабатывал в гараже. Юрию нравились иностранные языки и дипломатия, и если изначально он хотел подавать документы в МГИМО, то вскоре передумал и решил быть дипломатом.

В 1948 Яковлев все же решил поступить во ВГИК, но его внешность назвали не подходящей для кино. Юрий Васильевич не отчаивался и подал документы в Театральное училище им. Щукина, куда и был принят.  Изначально учеба давалась ему не легко, на первом курсе у него вообще был неуд по актерскому мастерству, однако, благодаря одному из преподавателей, считавшего Юрия интересным, он не был отчислен и  в 1952 году смог закончить  училище.

Причиной смерти актера стал сердечный приступ или отек легких.

Фильмография: фильмы с участием Юрия Яковлева в главной роли

Фильмография Яковлева очень плодотворна. Свою популярность актер приобрел участвуя  в нескольких фильмах Гайдая.  Мы с легкостью узнаем его  в «Иронии судьбы, или с легким паром», либо же в  «Иван Васильевич меняет профессию», где он играл одновременно пару ролей.  Позже мужчина сыграл во второй части «Иронии судьбы», на чем его карьера закончилась.

[sc name=»biografiya-inside-2″]

Последние годы своей жизни Юрий Васильевич довольно сильно болел. Он умер в конце ноября 2013 года в московской больнице. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь Юрия Яковлева

Личная жизнь Юрия Яковлева была весьма насыщенной. Он  трижды был женат, причем с каждой бывшей женой сохранил хорошие отношении после развода.  Его первая жена  была врачом. В браке они прожили 8 лет, а после измены Юрия развелись. От первого брака у Юрия осталась дочь Алёна.

Второй раз он женился в 1961 году Екатерине Райкиной, с которой пробыл всего 3 года. Кстати, от этого союза у Яковлева появился сын Алексей.

Третьей избранницей Юрия стала Ирина Сергеева, которая родила ему сына Антона, ставшего знаменитым режиссером и актером.

Семья Юрия Яковлева

Семья Юрия Яковлева весьма многочисленна. Его дед был купцом, торговал обувью, несколько раз был избран гласным в городскую Думу Воронежа. Отец работал юристом, а мать — медсестрой. У Юрия Васильевича есть внучка Мария (от дочери из первого брака)  и два внука Андрей и Петр (дети сына от третьего брака).

Все внуки и дети  знаменитого актера носят фамилию Яковлев, в честь своего отца и деда. На старости лет Юрий Васильевич и  вся его большая семья любили собираться вместе. Яковлев души не чаял в своих внуках  и окружал их  любовью и заботой, которой в свое время не додал детям из-за постоянной занятости.

Внуки и дети Юрия Яковлева

Дети Юрия Яковлева — тема, которая часто интересует поклонников его творчества.  От всех трёх браков у актера остались в общей сложности, трое детей — дочь и два сына. Его дочь родилась от первого брака, но уже после развода Юрия с Кирой, потому что на момент беременности его жены, он состоял в отношениях с Райкиной, которая, кстати, тоже была от него беременна.

[sc name=»biografiya-inside-3″]

Актер прожил с родившей ему сына Алексея Райкиной всего 3 года, а после развода женщина не давала Юрию видеться с сыном целых 15 лет. От третьего брака у Юрия есть сын Антон. Все дети актера не особо общались между собой, однако в последнее время стали более дружны и часто собираются вместе.

Сын Юрия Яковлева — Алексей

Сын Юрия Яковлева — Алексей средний из его детей. Родился он в  1961 году и пошел по стопам звёздных родителей. Окончил, как и его отец, высшее театральное училище им. Щукина. Был актером при Московском театре, после чего какое-то время работал ведущим на телевидении.

Алексею, видимо, не особо понравилась актерская профессия и он принял решение уйти  из нее, сейчас занимается собственным бизнесом по недвижимости. У мужчины нет детей и как-то в интервью он признался, что их не планирует. Кстати, на данный момент Алексей не женат, так что у его поклонниц есть все шансы.

Сын Юрия Яковлева — Антон

Сын Юрия Яковлева — Антон — младший ребенок. Как и все дети в семьея Яковлевых, мужчина  окончил студию МХАТ, сейчас является актером, режиссером и сценаристом. Антон очень талантливый и целеустремленный человек.  В его актерский список входит около 7 ролей в кино и  одна в театре. Между прочим, у него есть небольшой опыт работы с анимацией.

Также у Антона Юрьевича был единоутробный старший брат, который жил в США, но, к сожалению, скончался в 2006 году. Антон счастливый отец троих детей — сыновей Петра и Андрея, и дочери Варвары.

Дочь Юрия Яковлева — Алёна

Дочь Юрия Яковлева — Алена старшая в семье, родилась от первого брака актера в 1961 году. На данный момент является актрисой театра сатиры, получила звание заслуженной артистки  России, а также народной артистки России.

Кстати, настоящее её имя — Елена, ей пришлось сменить его из-за того, что у неё была тезка, актриса с  такими же инициалами, а Яковлева не хотела присвоить себе чужую славу.  Дважды была замужем, от первого брака осталась дочка  Мария, которая тоже стала актрисой.

[sc name=»biografiya-inside-4″]

Бывшая жена Юрия Яковлева — Кира Мачульская

Бывшая жена Юрия Яковлева — Кира Мачульская  работала врачом. В браке с ней актер прожил около 8 лет. Она узнала, что муж ей изменяет, будучи беременной таким долгожданным ребенком. Однако, простить его не смогла и сама подала на развод.

К сожалению, подробной биографии о Кире нет, она не была публичным человеком, поэтому у нас очень мало сведений о ее жизни. К тому же, сам Юрий Яковлев не любит обсуждать эту тему с журналистами. В недавнем интервью, она признается, что такой любви, как с Яковлевым она ни разу в жизни не ощущала.

Бывшая жена Юрия Яковлева — Екатерина Райкина.

Бывшая  жена Юрия Яковлева — Екатерина Райкина является знаменитой актрисой кино и театра, получила звание заслуженной артистки РСФСР. Родилась в 1938 году, приходится дочерью известного актера советского пространства – Аркадию Райкину.

Окончила «Щуку» — именно так выпускники называют училище имени Щукина. За ее спиной более 20 ролей в театре и столько же в кино. До свадьбы с Юрием была замужем за актером Михаилом Державиным. В третий раз она вышла замуж за  актера Владимира Коваля.

Жена Юрия Яковлева — Ирина Сергеева

Жена Юрия Яковлева — Ирина Сергеева считается заслуженным работником культуры РФ. До знакомства с Юрием женщина уже была замужем и растила сына. Ирина была руководителем музея при театре, в котором тогда работал Юрий.

[sc name=»biografiya-inside-5″]

Женщина была весьма умной и красивой, а сам Яковлев неоднократно в шутку сравнивал ее с сотрудником ФСБ, мол, она все о нем знает, но закрывает глаза. В 1969 году рождается их совместный сын, которого назвали Антоном. Вскоре, он подарил им внуков. Внутри их семьи часто проходили слухи, что актер, даже после последнего замужества, любил «крутить романы» на стороне.

Инстаграм и Википедия Юрия Яковлева

Инстаграм и Википедия Юрия Яковлева — источники, где можно было бы его найти. Но, к сожалению, Юрий, как довольно пожилой человек и приверженец старых традиций, Истаграмом не пользовался. Шутил, что в его времена такого не было и стар он уже в интернете сидеть.

Сложно там все, да и зачем это надо, когда живое общение в разы лучше. А вот в Википедии есть довольно много информации о нем, так что любой человек, интересующийся подробностями актерского пути и жизни Юрия Васильевича сможет найти нужные для себя сведения.

globalsib.com

Юрий Яковлев: биография, интересные факты, личная жизнь, семья

Юрий Яковлев – легендарный советский и российский артист. Он сыграл в кино и театре столько ярких ролей, что невозможно перечислить их все за один раз. Начиная с 50-х годов, Яковлев был востребован у режиссеров, которые присылали ему сценарии, где был особенно тщательно прописан его герой. Поработав с Юрием Васильевичем однажды, коллеги были рады продолжать сотрудничество. Актер вел себя вежливо и тактично, а еще его отличало редкое обаяние.

В жизни он бывал рассеян, не умел сражаться за материальные блага, зато на сцене и в кадре раскрывал всю гамму человеческих чувств и эмоций. Яковлев не ввязывался в склоки, полагая, что главная задача актера – не интриговать, а вжиться в образ героя и показать его зрителям наилучшим образом.

Детство и юность

Яковлев Юрий Васильевич родился в Москве 25 апреля 1928 года. Его предками по отцовской линии были воронежские купцы. Отец перебрался в Москву ради начала юридической практики. Мать актера родилась в Таганроге и в молодости окончила курсы медсестер.

Семья Яковлевых была дружной. Часто мальчик с родителями и их друзьями-соседями вместе ездили за город на пикники. Во дворе у Юрия было много друзей, с которыми он играл в футбол и казаки-разбойники. Все изменилось, когда летом 1941 года по радио объявили о начале войны с Германией.

Яковлевы эвакуировались в Уфу и возвратились в столицу лишь в 1943 году. Благополучной жизнь во время Великой Отечественной войны назвать было нельзя. Единственным светлым воспоминанием подростка было знакомство в Уфе с профессором-лингвистом, заинтересовавшим Юрия изучением иностранных языков. Впоследствии это помогло мальчику устроиться курьером и помощником механика в Посольство США.

Вначале будущий выпускник школы решил поступать в МГИМО и избрать профессию дипломата, но годом позже понял, что его истинное призвание – актерство.

В юности Яковлев был угловатым и долговязым, поэтому вердикт приемной комиссии во ВГИКе его обескуражил. Внешность Юрия посчитали абсолютно неподходящей для кино и посоветовали идти работать на завод. Он расстроился, но не сдался и в 1948 году поступил в Щукинское театральное училище на курс Ц.Л. Мансуровой.

Далеко не сразу будущий актер стал делать успехи и проявил свое дарование. Цецилия Львовна сражалась против отчисления студента, поскольку видела, как он старается, и не хотела расставаться с ним. Только к 3-му курсу оценки Яковлева по различным предметам выровнялись, и он перестал получать «двойки» по актерскому мастерству.

После выпуска из Щуки в 1952 году Юрий успешно показался в Академическом театре им. Вахтангова и был зачислен в труппу. Первые годы он выходил на сцену в массовке в спектаклях «Отверженные» и «Сирано де Бержерак» и осваивался в театре. Яковлев застал старых мастеров сцены и пытался заслужить их симпатии, чтобы перенять хотя бы крупицу их опыта. В то время он до ночи пропадал за кулисами и ощущал себя счастливым благодаря возможности заниматься любимым делом.

Начало актёрской карьеры

Будучи мальчишкой, Юрий восхищался актерами из советских и иностранных фильмов. Ему хотелось увидеть себя на большом экране, и он передал свои фотографии на киностудии. Однако с режиссером своего первого художественного фильма, Сергеем Юткевичем, он познакомился в театре.

Мастеру понравился высокий парень с красивой улыбкой, и он пригласил его в картину «Великий воин Албании Скандербег». Хоть Яковлев сыграл безымянного воина, начало его кинокарьеры было положено. Фильм удостоился приза на Каннском фестивале, и Юрий пополнил портфолио работой у знаменитого режиссера.

Признание и любовь зрителей настигли актера после съемок у Ивана Пырьева в ленте «Идиот» в 1958 году. Окружающие в период работы над фильмом побаивались Яковлева, так как он настолько перевоплотился в экранного героя, что даже его взгляд стал лихорадочным.

Самые популярные фильмы с участием Юрия Яковлева

Известными ролями Юрия Васильевича стали поручик Ржевский, Царь Иван Грозный, Стива и, конечно, импозантный Ипполит. В комедиях талант актера раскрылся наиболее ярко. Этому способствовали и замечательные сценарии, и сотрудничество с гениальными режиссерами.

«Идиот»

Иван Пырьев снял только первую часть фильма «Идиот», так как Юрий Яковлев, исполнявший роль князя Мышкина, не согласился на продолжение работы. Он был измотан душевно и физически: сильно похудел, у него началась бессонница. Родные и друзья посчитали, что роль его убивает, и актер вынужден был с ними согласиться. Режиссер видел главным героем только Яковлева, поэтому отменил съемки второй части картины.

«Гусарская баллада»

Фильм принес колоссальный успех как режиссеру Эльдару Рязанову, так и исполнителям главных ролей: Юрию Яковлеву и Ларисе Голубкиной. Для актрисы это был дебют, но дочь военного чувствовала себя на съемках в своей стихии.

Яковлеву пришлось учиться уверенно держаться в седле, фехтовать, но в коллективе царил тот же дух товарищества, что и в отряде гусар, показанных в фильме. Работу в «Гусарской балладе» актер вспоминал с удовольствием. Победа русской армии над войсками Наполеона показана в духе романтической комедии, но поступки героев отважны и патриотичны.

«Анна Каренина»

Роль Стивы была у Юрия Васильевича самой любимой. Он симпатизировал своему герою и считал, что у них много общего. Актера всегда отличало добродушие и харизма, присущие Стиве Облонскому. В картине «Анна Каренина» Яковлев удивительно похож на него внешне. Он точно был рожден для этой роли светского господина и любимца женщин.

Татьяна Самойлова, Василий Лановой и Николай Гриценко тоже выглядят идеальными персонажами романа Льва Толстого. Европейская публика восторженно приняла картину, хотя она не была показана на Каннском фестивале, отмененном в 1968 году из-за студенческих выступлений во Франции.

«Иван Васильевич меняет профессию»

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» зрители считают таким же обязательным атрибутом Нового года, как елку и ленту «С легким паром». В экранизации пьесы Михаила Булгакова присутствует все необходимое для успеха: звездный актерский состав, фантастические приключения и множество забавных ситуаций.

Леонид Гайдай долго не мог выбрать актера на роли домоуправа Бунши и царя Ивана Грозного. Пригласив на пробы Юрия Яковлева и увидев его в образе царя, режиссер больше ни минуты не сомневался и утвердил его на роль. Комедия была снята в 1973 году, но совсем не устарела. Многие готовы пересматривать ее вновь, увидев анонс в телевизионной программе.

«Любовь земная»

В 1974 году Евгений Матвеев пригласил Яковлева в свой фильм про довоенную жизнь односельчан. История включает несколько любовных линий, но в то же время достаточно политизирована. Юрий Васильевич сыграл секретаря райкома партии, влюбленного в сестру «аморального» председателя колхоза.

Его будущий родственник и отец семейства Захар влюбился в молодую женщину, и та родила от него сына. Конфликт завершается уходом Захара на войну. Продолжение под названием «Судьба» было снято в 1977 году.

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

Вряд ли найдется россиянин, не посмотревший этот фильм как минимум 2-3 раза. Главная новогодняя картина нескольких поколений зрителей вышла на экраны в 1976-м, и с тех пор за любовными перипетиями Жени, Нади, Гали и Ипполита год за годом наблюдала вся страна.

Герой Яковлева – трагикомический персонаж. Вначале Ипполит не вызывает особой симпатии, но после появления в квартире невесты пьяным и приема душа в пальто поневоле внушает сочувствие.

Знаменитую фразу «О, тепленькая пошла!», Яковлев придумал сам, не зная, что его в этот момент снимают. В результате именно этот дубль вошел в финальную версию картины.

Романсы, исполняемые Надеждой под гитару, спела Алла Пугачева. Невероятно удачный фильм Эльдара Рязанова давно разобрали на цитаты, но под Новый год все равно продолжают с радостью пересматривать.

«Кин-дза-дза!»

В ленте «Кин-дза-дза!» Яковлев сыграл свою последнюю главную роль. Георгий Данелия создал инопланетный язык, слова из которого, вроде «ку», «гравицапа» и «пацак» вошли в современную разговорную речь.

Перемещение землян на чужую планету и встреча с братьями по разуму кажется вполне допустимым. Фильм особенно полюбился российским уфологам, надеющимся на контакт с инопланетянами.

Театральные работы Юрия Яковлева

Всю жизнь Юрий Васильевич прослужил в театре им. Вахтангова. Придя туда выпускником театрального ВУЗа, он по прошествии лет сам превратился в корифея и обучал молодежь театральному искусству.

Среди его самых известных ролей доктор-египтянин в «Миллионерше», Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты», Казанова в «Три возраста Казановы» и Сорин в «Чайке». Актер участвовал в съемках телеспектаклей: «Миллионерша» и «Портрет Дориана Грея».

Однажды Юрий Васильевич забыл роль во время спектакля и, по его собственным воспоминаниям, пришел в ужас. Он тогда не мог произнести ни слова и боялся повторения кошмара.

У него даже возникли мысли о смене профессии, но после двух дней, проведенных дома, Яковлев поспешил в родной театр. Он не представлял будущего без сцены.

«Волшебный» голос актёра: озвучивание мультиков и голос за кадром

Приятный тембр голоса актера режиссеры отмечали сразу. Уже в конце 50-х Яковлеву предложили участвовать в озвучивании кинокартин и мультфильмов, и Юрий согласился читать закадровый текст.

Его голосом говорит Бен Ганн в «Острове сокровищ», Серый волк в «Иване царевиче и Сером волке» и многие другие персонажи. Актер выступал в роли рассказчика в художественных фильмах и короткометражках.

Признание и награды

В 1961 году актер был удостоен почетного звания «Заслуженный артист РСФСР», а в 1968 – «Народный артист РСФСР». Народным артистом СССР Юрий Васильевич стал в 1976 году. За свою карьеру в театре и кино он не раз получал премии и награды.

Яковлев – лауреат премии РСФСР имени К.С. Станиславского, «Хрустальной Турандот», «Кумира», «Серебряной маски», «Звезды театрала», «Фигаро», Государственной премии СССР, Государственной премии РФ, Премии президента РФ.

В разные годы актера награждали Орденом Трудового Красного Знамени, золотой медалью им. А.П. Довженко, Орденом Ленина, Орденом «За заслуги перед Отечеством» III и II степени, Чеховской медалью.

Юрий Васильевич являлся почетным членом Российской академии художеств.

Личная жизнь

Яковлев всегда был любимцем женщин и галантным кавалером. С первой женой, врачом Кирой Мачульской, он познакомился на концерте после окончания театрального училища в 1952 году. 9 лет счастья закончились в тот момент, когда супруга ожидала второго ребенка. Первенец пары умер в младенчестве.

На гастролях Юрий Яковлев отмечал успешно сыгранный спектакль и флиртовал с актрисами из труппы. В результате он увлекся Екатериной Райкиной, которая вскоре сообщила ему о беременности. Новость о романе мужа и положении Райкиной быстро дошла до Мачульской, и она не простила предательства. Дочь Алену она воспитывала сама, а потом со вторым мужем. Через 4 месяца у Юрия и Екатерины родился сын Алексей.

Брак с Райкиной продлился всего 3 года, в 1964 Юрий Васильевич развелся с ней. В этот период он пристрастился к спиртному, и только его третья супруга, Ирина Сергеева, заставила побороть вредную привычку. Их общий сын Антон родился в 1969 году.

Яковлев неоднократно признавался в интервью, что, возможно, был не лучшим отцом, поскольку много снимался и репетировал в театре. Зато теперь, когда у него больше свободного времени, он стал сумасшедшим дедом. Все его дети создали семьи, в которых появились наследники.

Алена, Алексей и Антон пошли по стопам отца и выбрали профессии, связанные с театром и киноиндустрией.

Последние годы жизни и смерть

Юрий Васильевич до последних дней оставался статным и интересным мужчиной. Он торжественно отметил 80-летний юбилей, пригласив на него всех родных и друзей. На празднике он танцевал и произносил тосты.

К сожалению, в последующие несколько лет его здоровье ухудшилось. Ишемическая болезнь сердца часто давала о себе знать. 85-летие актер встретил в кругу семьи, а через несколько месяцев скончался от отека легких. Его похоронили на Новодевичьем кладбище 3 декабря 2013 года.

Интересные факты

Против зачисления Юрия Яковлева во ВГИК выступил глава приемной комиссии Владимир Этуш. Актеры театра им. Вахтангова часто вспоминали этот эпизод и смеялись над снова сведшим их вместе поворотом судьбы.

Дед актера до революции был миллионером. Его сыну, отцу Юрия Яковлева передалась его манера неторопливо двигаться и никогда не суетиться и не сутулиться. Юрий тоже унаследовал стать и «барство» предка, за что некоторые коллеги считали его заносчивым и надменным.

Заключение

Великий артист был компанейским и веселым человеком. Друзья до сих пор вспоминают его шутки и смешные истории, происходившие с Яковлевым на гастролях в разных странах. Без его участия советский и российский кинематограф был бы совершенно другим.

Чудесные комедийные и душевные лирические роли актера и сейчас любимы старшим поколением, а для молодежи становятся удивительным открытием.

adella.ru

Юрий Яковлев: фото, биография, фильмография, новости - Вокруг ТВ.

Советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР, лауреат государственных премий.

Юрий Яковлев известен по блистательным ролям в фильмах «Идиот», «Гусарская баллада», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Биография Юрия Яковлева

Юрий Яковлев родился в Москве в 1928 году, но во время Великой Отечественной войны его семья переехала в Уфу. Отец Юрия был юристом, мать медсестрой. В 1943 году они вернулись в Москву, где Юрий работал механиком и учился в вечерней школе. В юности Яковлев мечтал о дипломатической карьере, увлекся иностранными языками и собирался поступать после школы в МГИМО, но все-таки выбрал для себя актерскую стезю.

В 1948 году Яковлев попытался поступить во ВГИК, но неудачно. В итоге Юрий Яковлев пошел в Щукинское училище, которое успешно окончил в 1952 году и начал работать в театре им. Вахтангова.

После первого курса Щукинского училища Яковлев получил «двойку» по курсу «Актерское мастерство». Молодому человеку грозило отчисление. Юру спасла куратор его курса Цецилия Мансурова, заявившая, что ей интересно работать с Яковлевым и она видит его потенциал.

В ночь на 30 ноября 2013 года не стало великого российского актера, народного артиста СССР Юрия Васильевича Яковлева.  Яковлев скончался в одной из столичных клиник, куда его госпитализировали после обморока.

Творческая деятельность Юрия Яковлева

В 1954 году Москва заговорила о молодом актере выдающегося таланта Юрии Яковлеве. Самыми яркими годами в карьере Яковлева стали 60–80-е годы, он сыграл более 70 ролей в театре.

Любимцем публики  Юрий Яковлев стал после роли в фильме «На подмостках сцены». С первых ролей в кино актер стал востребованным, его приглашали именитые режиссеры. Самой яркой ролью молодого Юрия Яковлева стал князь Мышкин в фильме «Идиот» по роману Достоевского.

Яковлев снимался у Эльдара Рязанова в фильмах «Человек ниоткуда», «Гусарская баллада», «Ирония судьбы, или С легким паром!», у Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

«Играть царя всерьез было нельзя, потому что это комедия, — рассказывает Юрий Яковлев о своих ролях в кино. — И все же он должен был оставаться Иваном Грозным. А Бунша — бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Мое отношение к Ипполиту — это из области тщеславия. Поручик Ржевский стал как бы реальным лицом — о нем есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник. «Кин-дза-дза» — это и не комедия, и не трагикомедия, и не фантастика в чистом виде. А все вместе. Роль, конечно, у меня была совершенно необычная».

В 1997 году в издательстве «Искусство» вышла книга Юрия Яковлева «Альбом судьбы моей». Последней ролью в кино стала роль Ипполита в «Иронии судьбы. Продолжение». В 2013 году Юрий Яковлев отмечает свой 85-летний юбилей.

В 2018 году на Первом канале вышел документальный фильм «Юрий Яковлев. Распустились тут без меня!», посвященный 90-летию знаменитого актера. Своими воспоминаниями об артисте поделились его родные и близкие друзья, коллеги: Ирина Сергеева, Алена Яковлева, Антон Яковлев, Мария Козакова, Вера Васильева, Виктор Добронравов, Барбра Брыльска, Лариса Голубкина, Лидия Вележева, Римас Туминас, Евгений Князев и др.

Личная жизнь Юрия Яковлева

В свои молодые годы, когда нахлынула волна всеобщей любви, Юрий Яковлев был ловеласом. Первую свою жену Киру Мачульскую он отбил у ее жениха, в 1961 году у них родилась дочь Алена. Внучка Яковлева от этого брака Мария Козакова тоже стала актрисой. Она снялась в таких проектах как «Кармелита. Цыганская страсть», «Дом образцового содержания», «Марш Турецкого».

В это же время от Юрия забеременела Екатерина Райкина, с которой он играл в спектакле. Яковлев развелся и женился на дочери Аркадия Райкина. Но вскоре после рождения сына Алексея они расстались.

Третьей и последней женой Юрия Яковлева стала Ирина Сергеева, директор музея при театре им. Вахтангова. В 1969 году у них родился сын Антон.

Дочь Алена работает в Театре сатиры ведущей актрисой, снимается в сериалах и кино. Антон Яковлев стал талантливым театральным режиссером. Алексей сначала работал в театре им. Ермоловой, затем ушел в бизнес. У Юрия Яковлева большая семья: две внучки и внук.

1970 — Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского 1976 — «Серебряная маска» за лучшее исполнение мужской роли 1978 — Золотая медаль имени А. П. Довженко за фильм «Судьба» 1978 — орден Трудового Красного Знамени 1979 — Государственная премия СССР 1988 — орден Ленина 1995 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1996 — орден «За заслуги перед Отечеством» III степени 1998 — премия «Хрустальная Турандот» 1999 — премия «Кумир» за высокое служение искусству 2003 — премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2008 — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени 2010 — Чеховская медаль

2011 — Лауреат Российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро»

Фильмография Юрия Яковлева

  • Пристань (2011) ... Николай Алексеевич
  • Ирония судьбы. Продолжение (2007) ... Ипполит
  • 1-й Скорый (ТВ, 2006) ... Ипполит
  • Дракоша и компания (сериал, 2001) ... профессор
  • Корабль двойников (1997) ... текст, озвучка
  • Графиня де Монсоро (сериал, 1997) ... барон де Меридор
  • Старые песни о главном 3 (ТВ, 1997) ... Иван Васильевич
  • Воровка (ТВ, 1995) ... рассказчик, озвучка
  • Трагедия 20-го века (сериал, 1993 – 1994) ... Петровский
  • Супермен поневоле, или Эротический мутант (1993)
  • Дети чугунных богов (1993) ... генерал
  • Танцующие призраки (1992) ... отец Игоря
  • Милостивые государи (ТВ, 1992) ... рассказчик / комик / «Милостливый государь» / Колпаков / доктор
  • Давайте без фокусов… (1992) ... от автора, озвучка
  • Гардемарины 3 (1992) ... генерал-фельдмаршал Степан Апраксин
  • Возвращение на остров сокровищ (1992)Return to Treasure Island ... Бен Ганн, озвучка
  • Дело (ТВ, 1991) ... князь
  • Плащаница Александра Невского (1991)
  • Семь дней после убийства (1991) ... Михаил Романович
  • Машенька (ТВ, 1991)
  • Иван-царевич и Серый волк (ТВ, 1991) ... озвучка; короткометражка
  • Ловушка для одинокого мужчины (1990) ... комиссар полиции
  • Рождение Эрота (1989) ... озвучка; короткометражка
  • Музыкальный магазинчик (1989) ... озвучка; короткометражка
  • Штаны (1988)
  • Остров сокровищ (ТВ, 1988)
  • Игра в детектив 2 (1988) ... автор
  • Самовар Иван Иваныч (1987) ... читает текст, озвучка; короткометражка
  • Избранник судьбы (1987) ... рассказчик, озвучка
  • Игра в детектив (ТВ, 1987) ... автор
  • Претендент (мини-сериал, 1987) ... Билли
  • Улыбка Леонардо да Винчи (1986) ... озвучка; короткометражка
  • К расследованию приступить. Фильм 2: Клевета (1986) ... Звягинцев Антон Михайлович
  • Время сыновей (1986) ... Антон Васильевич Дубцов
  • Левша (1986)
  • Кин-дза-дза! (1986) ... Би, Пацак
  • Страховой агент (ТВ, 1985) ... рассказчик, озвучка
  • Битва за Москву (мини-сериал, 1985) ... генерал-лейтенант Петровский
  • Этот фантастический мир. Выпуск 10: Знак Саламандры (ТВ, 1984) ... брандмейстер Битти
  • Отчего кошку назвали кошкой (1982) ... озвучка; короткометражка
  • Старуха, дверь закрой! (1982) ... озвучка; короткометражка
  • Приключения Васи Куролесова (1981) ... Капитан Болдырев, озвучка; короткометражка
  • Бешеные деньги (1981) ... Иван Петрович Телятев
  • Карнавал (1981) ... Михаил Соломатин
  • Леший (мини-сериал, 1981)
  • Альманах сатиры и юмора (1980)
  • Три года (ТВ, 1980) ... Григорий Николаевич Панауров
  • Идеальный муж (1980) ... сэр Роберт Чилтерн
  • Мы, нижеподписавшиеся (ТВ, 1980) ... Девятов
  • Великая магия (ТВ, 1980) ... Калоджеро ди Спелта
  • История кавалера де Грие и Манон Леско (ТВ, 1979) ... отец де Грие
  • Господа Глембаи (мини-сериал, 1979) ... Леон Глембай
  • Поэма о крыльях (1979) ... И. И. Сикорский
  • Бархатный сезон (1979)
  • Три ненастных дня (ТВ, 1978) ... Игорь Васильевич Корнилов
  • Муми-тролль и другие (ТВ, 1978) ... короткометражка
  • Вечер старинных русских водевилей (ТВ, 1978)
  • Право первой подписи (1978)
  • Вечер воспоминаний (ТВ, 1978)
  • По страницам «Голубой книги» (ТВ, 1977) ... озвучка
  • Юлия Вревская (1977) ... Николай Николаевич
  • Судьба (1977) ... Брюханов, секретарь обкома
  • Дамы и гусары (ТВ, 1976) ... майор
  • Конармия (ТВ, 1975) ... Афанасий Хлебников
  • Насмешливое мое счастье (ТВ, 1975)
  • Ирония судьбы, или С легким паром! (мини-сериал, 1975) ... Ипполит Георгиевич
  • Любовь земная (1975) ... Тихон
  • Похождения Чичикова: Манилов (1974) ... озвучка; короткометражка
  • Обещание счастья (ТВ, 1974)
  • Миллионерша (ТВ, 1974) ... доктор-египтянин
  • Память сердца (ТВ, 1973)
  • Иван Васильевич меняет профессию (1973)
  • Фаэтон — сын солнца (1972) ... короткометражка
  • Схватка (1972) ... Иохим
  • Опасный поворот (мини-сериал, 1972) ... Роберт Кэплен
  • На всякого мудреца довольно простоты (ТВ, 1971)
  • Принцесса Турандот (ТВ, 1971) ... Панталоне
  • Старики-разбойники (1971) ... рассказчик, озвучка
  • Синяя птица (1970) ... озвучка
  • Драма на охоте (ТВ, 1970)
  • Чайка (1970) ... Борис Тригорин
  • Фауст (ТВ, 1969) ... Мефистофель
  • Король-олень (1969) ... Дерамо
  • Сюжет для небольшого рассказа (1969) ... Потапенко
  • Портрет Дориана Грея (ТВ, 1968) ... лорд Генри
  • Крах (1968) ... Андрей Павлович Фёдоров, он же лже-Мухин
  • Крыжовник (ТВ, 1967) ... Павел Константинович Алехин, помещик; короткометражка
  • Курьер Кремля (ТВ, 1967)
  • Анна Каренина (1967) ... Стива Облонский
  • Выстрел (1966) ... граф
  • Девочка на шаре (1966)
  • Берегись автомобиля (1966)
  • Под каштанами Праги (ТВ, 1965)
  • Друзья и годы (1965) ... Юрий Державин
  • Русский лес (1964) ... Вальтер Киттель
  • Легкая жизнь (1964) ... Александр Бочкин
  • Большая дорога (1962)
  • Гусарская баллада (1962) ... поручик Ржевский
  • Суд сумасшедших (1961)
  • Человек ниоткуда (1961) ... Владимир Поражаев
  • Евгения Гранде (1960) ... рассказчик
  • Заре навстречу (1959) ... Пётр Сапожков
  • Город на заре (1959) ... Альтман
  • Ветер (1958) ... Закревский
  • Идиот (1958) ... Мышкин
  • Необыкновенное лето (1956) ... Василий Данилович Дибич
  • Много шума из ничего (1956) ... Кисель
  • На подмостках сцены (1956) ... Чахоткин

www.vokrug.tv


Смотрите также