Все время что-то читаю... Прочитанное хочется где-то фиксировать, делиться впечатлениями, ассоциациями, искать общее и разное. Я читаю фантастику, триллеры и просто хорошие книги. И оставляю на них отзывы...
Не знаете что почитать? Какие книги интересны? Попробуйте найти ответы здесь, в "Читалке"!

Жена глазунова нина бенуа биография


Любовный треугольник Ильи Глазунова

Роман с известным художником лишил Ларису Кадочникову возможности иметь детей

Илья ГЛАЗУНОВ — человек выдающийся. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, народный художник СССР, лауреат Госпремии РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». О личной жизни мэтра ходят легенды — в частности о его любвеобильности и патологической ревности. Чем оборачивается страсть гения, нам рассказала в откровенном интервью актриса Лариса КАДОЧНИКОВА. Через три года после начала безумного романа с Ильей Сергеевичем она готова была шагнуть в окно.

В Центральном доме работников искусств в Москве открылась первая выставка молодого, но уже очень известного художника Ильи Глазунова. На дворе стоял февраль 1957 года. В огромной очереди желающих посмотреть картины «самородка» стояла Лариса Огудалова из фильма Якова Протазанова «Бесприданница» — Нина Алисова и ее красавица дочь — студентка ВГИКа Лариса Кадочникова. Пока будущая актриса любовалась рисунками на тему «Петербург Достоевского», за ее спиной происходил интересный разговор. «У вашей дочери удивительные глаза. Я непременно познакомлю ее с мужем, — говорила Алисовой молодая женщина с огромными фиалковыми глазами. — А вот и он!»

Как из-под земли возник Илья Глазунов. Представил маме с дочкой супругу — Нину Виноградову-Бенуа. Оценивающе оглядел Ларису: «Я буду вас рисовать! Вы согласны?» Кадочникова, трепеща, едва кивнула.

Две легенды: Илья ГЛАЗУНОВ (слева) на юбилее Александра ШИЛОВА

Трехлетнее безумство

Роман 26-летнего художника и 19-летней студентки ВГИКа закрутился стремительно. О нем знали многие — в том числе и жена Глазунова. На тот момент со времени их свадьбы прошел всего год. Нина тоже была художницей, представительницей знаменитого рода Бенуа. Илью даже за глаза попрекали, что он «примазался» к прославленной фамилии, чтобы беспрепятственно войти в мир искусства. Супруга не обращала внимания на слухи — она безумно любила мужа и ради него пожертвовала своим талантом, превратившись в прислужницу гения. Роман с Кадочниковой Нина восприняла достойно. Даже оправдывала мужа тем, что для творчества ему нужно постоянно находиться в состоянии влюбленности. — В то время я не отдавала себе отчета, что нельзя связываться с женатым, — рассказывает Лариса Валентиновна. — Влюбилась в Илью с первого взгляда. А он постоянно твердил, что я его Муза.

Супруга Ильи Сергеевича — Нина являлась представительницей знаменитого рода БЕНУА (фото РИА «Новости»)

— Какая женщина устоит перед таким признанием в любви?— Как раз в любви-то он мне не признавался. Наоборот, требовал постоянно говорить, какой он гениальный. Это сегодня я могу все разложить по полочкам, а тогда была полностью в его власти. Глазунов — деспот и диктатор. Заставлял меня сильно красить глаза, любил, чтобы на губах была алая помада. Говорил, что женщина не может носить брюки. Однажды я пришла на свидание в новых клипсах — копеечных, но мне очень нравились. Илья сорвал их, чуть уши не порвал, с криком: «Это никогда не носи!» Он мог прийти во ВГИК, открыть дверь в аудиторию, где я сидела на занятиях, и приказать ехать с ним. Смешно, что подчинялась ему не только я, но и педагоги. Безропотно отпускали с занятий.

— Куда смотрела ваша мама?

— Мне кажется, ей льстило, что за дочерью ухаживает знаменитый художник. Меня же эти отношения выматывали настолько, что не было сил ходить в институт. Я перестала спать по ночам, постоянно шла из носа кровь. Таяла на глазах, на нервной почве не могла есть, а Илья восхищался моей худобой, говорил, что это придает сексуальности. Мне не хватало духа разорвать отношения. Да и Глазунов не оставлял в покое. Бывало, на пустом месте он заводится, начинает меня оскорблять. Я в слезах выбегаю из его мастерской, еду домой. И у дверей квартиры вижу Илью с букетом. Он просит прощения, все начинается по новой. Ревновал он меня чудовищно, хотя не имел на то права.

Первый муж актрисы — Юрий ИЛЬЕНКО спас её после разрыва с ГЛАЗУНОВЫМ (фото «РИА Новости»)

— Вы давали повод?— Что вы! Если бы он увидел кого-то со мной, убил бы. Однажды за меня вступился мой младший брат Вадик (Вадим Алисов — известный российский кинооператор. — И. Г.). В очередной раз я приехала в слезах после ссоры с Глазуновым, тот примчался следом. Раздался звонок в дверь, Вадик вышел как бы по своим делам. Спустя годы я узнала, что у них произошло. Он затолкнул Илью в лифт, схватил за шиворот и сказал, что, если тот не оставит меня в покое, будет покалечен. Брат, правда, до сих пор не признался — вмазал он тогда Глазунову или нет. — Илья Сергеевич оставил вас в покое?— К сожалению, нет. Я забеременела. До последнего надеялась на предложение руки. Но когда мама решила поговорить с Глазуновым и позвала его в гости, тот отрезал: «О замужестве не может быть и речи. Я никогда не разведусь». Вдвоем они настояли на аборте. Вторая моя беременность также была прервана. Врачи сказали, что матерью я уже не стану никогда.

— И как закончились ваши отношения?— Финальную точку все-таки поставила мама. Она привязала меня к кровати.

ГЛАЗУНОВ любил писать портреты жены — всегда в классическом стиле (фото glazunov.ru)

Два мужа

Из депрессии Ларису вытащил Юрий Ильенко — они вместе учились во ВГИКе, только он — на операторском факультете. Узнав, что Кадочникова рассталась с Глазуновым, Ильенко напросился ее провожать. И чуть ли не в этот же вечер сделал предложение. Лариса вышла замуж, три года проработала в театре «Современник», а потом уехала с мужем в Киев. Актриса не оставляла надежды родить супругу наследника, но не судьба. В результате Ильенко закрутил роман с молодой артисткой Людмилой Ефименко. И Кадочникова на себе испытала, каково это — делить любимого с его музой. После развода с Ильенко Лариса снова вышла замуж — за Михаила Саранчука, директора Театра им. Леси Украинки, где она работает по сей день. 

Самоубийство Нины

У Глазунова в 1969 году родился сын Иван. Через четыре года появилась дочка Вера. 22 сентября 1986 года в Ленинградском манеже должна была открыться персональная выставка художника. А накануне открытия Москву облетела трагическая весть: покончила с собой жена мэтра — Нина Виноградова-Бенуа. Выбросилась из окна.  Тайну смерти женщины так и не разгадали. Почему она это сделала? Сама или кто-то «помог»? Зачем перед прыжком надела шапку? Хотя именно последнему факту многие нашли объяснение: хотела, чтобы муж увидел ее в последний раз красивой.

КАДОЧНИКОВА нашла счастье в браке с Михаилом САРАНЧУКОМ

Чудовищная трагедия отбила у Глазунова желание жениться снова. Но на наличие в его жизни «муз» это не повлияло. Подруги менялись часто. Не выдерживали тяжелого характера гения или просто оставались рядом, пока были нужны деньги. Одну барышню Глазунов выгнал сам, застав на отдыхе в постели с собственным водителем.— Врать не буду: он очень щедрый, задаривал меня подарками — шубы, машины, цацки, — рассказывает бывшая содержанка художника Альбина. — Но жить с ним тяжело. Ревнивый очень. Я как-то поехала к зубному врачу на машине Глазунова с его личным шофером, попала в пробку. Мобильных тогда не было. Так вот по дороге, как только останавливалась машина, я пулей вылетала, звонила из таксофона Илье и отчитывалась, где нахожусь. И так до самого дома. Мог бы спросить у водителя, но ему надо было мне нервы мотать. Тут уж ничего не нужно — ни его деньги, ни он сам. Слава богу, Илья Сергеевич меня с миром отпустил. Ему и без меня хватает «муз», годящихся по возрасту во внучки.

СПРАВКА* Лариса КАДОЧНИКОВА родилась в Москве 30 августа 1937 года. * Снялась в более чем 40 картинах: «Белая птица с черной отметиной», «Мичман Панин», «Тени забытых предков», «Черная курица, или Подземные жители» и др.

* Народная артистка РФ и Украины.

Своих любовниц, в частности Ларису, мэтр рисовал обнажёнными (фото artsait.ru)

tvcenter.ru

Илья Глазунов. Жестокий гений - 7Дней.ру

Илья Глазунов и Лариса Кадочникова Фото: Риа-Новости, из архива Л. Кадочниковой

Глазунов звонил всю ночь. Мама не снимала трубку и не подпускала меня к телефону: «Я больше не позволю тебя мучить!»

Как ни плакала, как ни просила дать возможность в последний раз поговорить с Ильей, мама твердила:

— Нет. Эта история слишком затянулась. Пора поставить точку.

Я не выдержала, закричала:

— Захочу — поеду к нему прямо сейчас!

— Никуда ты не поедешь! Не хочешь по-хорошему — привяжу к кровати! И лягу на пороге, чтобы не сделала очередную глупость!

— Глупость? — возмутилась я. — Раньше ты не противилась нашим встречам. И гордилась, что у дочери роман с Глазуновым.

— А теперь виню себя в том, что с тобой произошло. Господи, если бы я знала, чем обернется это знакомство!

...Мы встретились зимой 1957 года в Центральном Доме работников искусств — ЦДРИ — на первой персональной выставке Глазунова. Вокруг нее царил безумный ажиотаж. На улице — длиннющая очередь. Давка внутри. Я такого столпотворения ни на одном подобном мероприятии не видела.

Конечно, Глазунов был самобытен и талантлив, но и выставка его пришлась на особую пору — хрущевскую «оттепель», время общественного и культурного подъема.

Каждое сколько-нибудь заметное явление в театре, кино или живописи вызывало огромный интерес публики.

Среди московской творческой интеллигенции только и было разговоров что о Глазунове. Мама мне все уши прожужжала: «Какой он талантище! Какой молодец!»

Билетов в ЦДРИ было не достать, но ей — знаменитой Нине Алисовой, «бесприданнице» из одноименного фильма Протазанова — каким-то чудом удалось раздобыть два пригласительных. Вечером мама влетела в дом и, не снимая шубы, радостно закричала: «Лариса, одевайся скорее, мы идем на выставку Ильи Глазунова! Прямо сейчас!» Я собралась за пять минут, благо нарядов было раз-два и обчелся.

Мама прославилась еще студенкой, сыграв Ларису в фильме «Бесприданница» Фото: Из архива Л. Кадочниковой

Поймали машину и помчались на Пушечную улицу. В зал еле пробились. Людей собралось видимо-невидимо. В толпе мелькали знаменитые артисты, писатели, поэты. Помню Женю Евтушенко, Беллу Ахмадулину, Мишу Козакова, Юрия Олешу. Мы уже собирались уходить, когда к маме протиснулась невысокая молодая женщина. У нее были очень красивые длинные темно-пепельные волосы и большие фиалковые глаза.

— Здравствуйте, Нина Ульяновна! — улыбнулась незнакомка. — Я жена Глазунова, Нина Виноградова-Бенуа. Очень рада, что пришли. После «Бесприданницы» вы — моя любимая актриса. Пойдемте, я вас познакомлю с Ильей.

— Спасибо, — просияла мама. — Но сначала познакомьтесь с моей дочерью Ларисой.

— Очень приятно, — сказала Нина.

И задержала на мне взгляд: — Какие у вас необыкновенные глаза...

Я смутилась. Обычно все восторгались маминой красотой. Она была яркой, «цыганистой», мужчины сходили по ней с ума. Я не была похожа на маму и, как мне казалось, проигрывала на ее фоне. Хотя многие родственники и знакомые утверждали, что определенное сходство есть. Но оно проявлялось больше в пластике и голосе, чем в чертах лица. Вот мой брат, Вадим Алисов, — копия мамы...

Подошли все вместе к Глазунову. Нина нас представила. И добавила:

— Посмотри, Илюша, какие потрясающие у девочки глаза.

Page 2

16+

  • На главную
  • Коллекция Караван историй

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

7days.ru

Музы Ильи Глазунова

?

Художественный салон «Русский портрет» (al_ghe) wrote, 2010-06-11 14:11:00 Художественный салон «Русский портрет» al_ghe 2010-06-11 14:11:00 Category: Женщина - тайна БожияГлазунов: - Мы чтим образ Богородицы, когда говорим о религиозной культуре, чтим образ Венеры Милосской, вспоминая греческую антику. Я, грешный, каюсь в том, что единственная сила, перед которой не мог устоять, - женская красота. Тайна женственности загадочна. Считаю, что равенства между мужчиной и женщиной не может быть. Мы должны боготворить Женщину и не относиться к ней так, как предлагает наш во многом грязный и циничный XXI век. Я всем обязан Женщине. Постоянно молюсь, ставлю свечи в память моей мамы, умершей от голода в блокаду. Помню, в каждой нашей комнате на Петроградской стороне лежал труп. И мама уже не вставала. Она прижимала меня к себе слабеющей рукой: «Маленький, не бойся, мы все умрем». Но пришла машина с медикаментами в Петербург, прислал ее мой дядя, главный патологоанатом Северо-Западного фронта Михаил Федорович Глазунов, академик медицины. Многие машины уходили под лед, но меня вывезли по Дороге жизни. И долго чувство одиночества сопутствовало мне. Я занимался только искусством. Считал грешным любить, отвлекаться на женщин: я должен стать художником! Работал день и ночь. Все изменила одна встреча...

Нина шла в библиотеку

- Я возвращался с занятий. Навстречу - удивительного дворянского благородства девушка с прямым носиком, как на античных камеях, нежная, хрупкая.- Куда идете? - спрашиваю. Она строго посмотрела:- В библиотеку!- А вы кто?- Нина. Учусь в университете.- А зачем идете в нашу библиотеку, у вас своя есть?- У меня там бабушка работает. Екатерина Леонтьевна Бенуа.Бабушку ее все студенты хорошо знали. Дочка великого русского архитектора Леонтия Бенуа, ректора Императорской академии. Его брат Александр Бенуа - известный художник. Третий брат - Альберт, основатель Русского императорского общества кавалеристов, с государем ездил, рисовал прекрасные акварели. Умер в нищете в Париже, как и Александр. Леонтия после революции посадили, потом вернули в академию. Бабушка жила на Васильевском острове в маленькой восьмиметровой комнатке. А когда-то весь дом им принадлежал. И не один!
Портрет жены. Нина Виноградова-Бенуа. 1955 г.
Вскоре Нина Виноградова-Бенуа стала моей женой. Единственной - и навсегда! В свадебное путешествие мы поехали на Ладогу. Мою любимую. Нина занималась живописью, искусствоведением, историей русского костюма. Она создала 500 потрясающих костюмов в Большом театре для «Легенды о граде Китеже». Я считаю, что по-настоящему мужчина любит ту женщину, от которой хочет иметь детей. И любит их. Я хотел детей только от моей жены Нины.Иван и Вера уже взрослые. Оба художники.А Нина Виноградова-Бенуа трагически погибла 24 мая 1986 года. Тайна ее гибели не раскрыта до сих пор, говорит с болью Илья Сергеевич. Нину нашли в Москве, выпавшей из окна. Убийство, самоубийство?

Джина Лоллобриджида звала в Рим

Глазунов рисовал самых красивых, знаменитых женщин планеты. Индиру Ганди, Клаудиу Кардинале, Джульетту Мазину, Джину Лоллобриджиду. Актриса Беата Тышкевич подарила фото с нежной надписью «Моему Илье, лучшему из лучших».- Ходили слухи, что Джина была очень влюблена в вас.- Могу признаться, что и я был влюблен в Джину. Устоять перед ее чарами трудно было. Впервые встретились в 1961 году в Москве. Она нашла меня. Я сделал рисунок. Хотела иметь портрет маслом. Я сказал, что для этого есть только две возможности. Или вы останетесь в Москве, или я приеду в Рим. Но в Москве она не могла остаться, а я даже не мог представить, что когда-нибудь попаду в Италию. Я не был членом Союза художников, сомнительный диссидент, чьи картины не помогали строить коммунизм. Однако Джина проявила невиданную энергию, подключила Висконти, Альберта Моравиа, других деятелей культуры Италии. Два года они атаковали советское правительство, пока меня не выпустили. Встреча была очень горячей. Приятно, что мой портрет Джины находится на ее вилле в Риме на знаменитой Аппиевой дороге, где когда-то шли отряды Спартака.- Но вы и сами могли навсегда остаться на той вилле, Илья Сергеевич!- Скромность не позволяет об этом говорить. Но действительно мог остаться в Риме, где моя выставка имела большой успех. На эту тему со мной говорили очень деликатно Феллини, Висконти. Предлагали выбрать свободу. Вот и Джина не понимала, почему я возвращаюсь в Москву, фактически в тюрьму, где у меня было много проблем с мастерской, жильем, выставками. Но для меня Родина не та страна, где больше платят и лучше с питанием. Это тайна - понятие Отечество, земля отцов, Великая Русь. Лучше в Сибирь на нары, чем на виллу в Канары!
Портрет Джины Лоллобриджиды. 1963 г.
- Никогда потом не жалели, что не остались там?- Нет.Фраза про сибирские нары - не пафос. В 80 лет такими словами не бросаются. Он ведь действительно много раз мог навсегда остаться за границей, как некоторые коллеги по искусству. Но всегда возвращался домой. Из Америки, Чили, Германии, Финляндии, Индии, многих других стран, куда позже все-таки стали выпускать знаменитого на весь мир художника советские вожди. У них он был не в чести, зато многие политики на Западе считали за честь иметь портреты кисти Глазунова.

Инна спешила в консерваторию

Последние годы рядом с Глазуновым - русская красавица Инна Орлова.- Мы познакомились лет пятнадцать назад. На улице. Она шла в консерваторию. Меня поразило ее прекрасное лицо! «Я художник, хочу вас нарисовать!» - сказал я. Сейчас Инна работает директором моей галереи на Волхонке, 13. Инночке 45 лет. Я считаю, что, когда есть разница в возрасте между мужчиной и женщиной, это хорошо. Это очень часто вызывает особые отношения.
Инна окружает Художника любовью и заботой. Июнь 2010 года
Инна значит в моей жизни очень многое. Самое страшное на свете - одиночество и предательство. Инна разрушает мое одиночество, окружает вниманием, заботой и любовью. Считаю, что она меня не предаст, верю в это. За что я ей очень благодарен. Я ее рисовал и рисую сейчас. - Можно ли назвать Инну вашей последней Музой?- Да, каждую женщину, которую пишешь, можно назвать Музой. Будь то поэзия, живопись, проза. А Инночку я просто очень люблю!

www.rupo.ru

Tags: Илья Глазунов

al-ghe.livejournal.com

Илья Глазунов. Жестокий гений стр.3 - 7Дней.ру

Макарова сказала маме: «Ваша дочь слишком сильно красится». — «Берет пример с вас, Тамара Федоровна», — не осталась та в долгу Фото: РИА-Новости

Там жили чуть ли не все тогдашние звезды. Марина Ладынина и Иван Пырьев — прямо над нами. Тамара Макарова и Сергей Герасимов — в соседнем подъезде. А еще — Борис Андреев, Михаил Калатозов, Владимир Наумов...

Уровень благосостояния у всех был примерно одинаковым. Выделялись только Герасимов с Макаровой и Пырьев с Ладыниной. Обеим парам разрешили объединить по две квартиры. Не знаю, какая нашлась на это причина у Пырьева с Ладыниной, а Герасимов и Макарова прописали к себе сестру Тамары Людмилу с ее детьми Эммой и Артуром и получили дополнительную площадь. Племянника потом вообще усыновили. Жили они богато. Герасимов все время снимал фильмы, получал немалые гонорары и был лауреатом трех Сталинских премий, каждая из которых «стоила» сто тысяч рублей.

Макарова играла у него главные роли и была лауреатом двух премий.

Однажды мама Эммы, Людмила Федоровна, предложила мне зайти в их хоромы. Я переступила порог и потеряла дар речи. Это была не квартира, а дворец. Кругом антикварная мебель, какие-то драпировки, балдахины. В спальне висел огромный портрет Тамары Федоровны в роли Нины в фильме «Маскарад», сказочной красоты.

В жизни Макарова выглядела не менее роскошно. Мы с девчонками от нее просто млели. Актриса ездила на необыкновенной заграничной машине с шофером и являлась своим поклонникам лишь когда выходила из дома или, наоборот, заходила в подъезд. Она всегда была в мехах — даже летом. По тем временам это считалось немыслимым шиком.

Чтобы увидеть нашу «богиню», мы выстраивались у подъезда и робко пищали:

— Здравствуйте, Тамара Федоровна!

— Здравствуйте, девочки, здравствуйте, — царственно роняла она. И проходила мимо, оставляя шлейф каких-то удивительных духов. Мы замирали от восторга...

Визит в «королевские чертоги» закончился довольно плачевно. Эмма с мамой усадили меня за стол и стали угощать разными вкусностями. Я наелась мандаринов и конфет и потянулась к небольшим черным фруктам, похожим на сливы. Надкусила одну «сливку», а она такая соленая и жирная! Меня затошнило. Людмила Федоровна увидела, как я побелела, и всполошилась: — Что с тобой, деточка?

— Мутит.

Сливу испорченную съела...

— Сливу?

— Ну, вон, в вазочке лежат...

— Так ты про маслины? Конечно, после сладкого их не стоило есть...

Доброй женщине и в голову не могло прийти, что я никогда не видела маслин! И мандарины с конфетами ела только по праздникам. По мнению бабушки, это было баловством. Вот тарелка наваристого супа или кусочек мяса — другое дело. Мама оставляла на питание совсем немного денег — из расчета три рубля в день, а я была заморышем, ребенком войны, и бабуля старалась меня откормить. А еще каждый день давала рыбий жир и... сало с какао. Тогда эта адская смесь считалась очень полезной.

Я не могла взять в толк, почему Тамара Федоровна так ко мне относится Фото: Из архива Л. Кадочниковой

Я с трудом ее глотала. И полдня не могла избавиться от тошноты...

Из-за слабого здоровья и в балет не попала. В детстве мечтала танцевать, но от прыжков и вращений кружилась голова. Когда заикнулась о хореографическом училище, мама отрезала: «Никакого балета! Тебе противопоказаны физические нагрузки». Она была и против того, чтобы дочь поступала в театральный. Считала — надо идти в МГУ, на биофак: «Ты все детство коллекционировала бабочек, собирала гербарии, вот и поступай на биолога». Но я пошла на актерский факультет. «За компанию» с подружкой Таней Александровой.

В Щукинское училище провалилась. Но не пала духом и двинула во ВГИК. На творческий конкурс принарядилась как могла. Волосы, за неимением плойки, накрутила на горячий гвоздь.

Page 2

16+

  • На главную
  • Коллекция Караван историй

Нашли опечатку? Сообщите нам: выделите ошибку и нажмите CTRL + Enter

7days.ru

Илья Глазунов: «Я никогда не мог устоять перед женской красотой!»

Мы поговорили с юбиляром о том, что на самом деле движет солнце, светила и кисть истинного мастера.

ЖЕНЩИНА - ТАЙНА БОЖИЯ

Глазунов:

- Мы чтим образ Богородицы, когда говорим о религиозной культуре, чтим образ Венеры Милосской, вспоминая греческую антику. Я, грешный, каюсь в том, что единственная сила, перед которой не мог устоять, - женская красота. Тайна женственности загадочна. Считаю, что равенства между мужчиной и женщиной не может быть. Мы должны боготворить Женщину и не относиться к ней так, как предлагает наш во многом грязный и циничный XXI век. И я, несмотря на свою грешность, всегда был влюблен, относился к Женщине как к тайне Божией. Я никогда не мог позволить себе назвать любимую телкой, как это ныне принято. Любовь - высшее проявление души человека.

Я всем обязан Женщине. Постоянно молюсь, ставлю свечи в память моей мамы, умершей от голода в блокаду. Помню, в каждой нашей комнате на Петроградской стороне лежал труп. И мама уже не вставала. Она прижимала меня к себе слабеющей рукой: «Маленький, не бойся, мы все умрем». Но пришла машина с медикаментами в Петербург, прислал ее мой дядя, главный патологоанатом Северо-Западного фронта Михаил Федорович Глазунов, академик медицины. Многие машины уходили под лед, но меня вывезли по Дороге жизни. И долго чувство одиночества сопутствовало мне. Я занимался только искусством. Считал грешным любить, отвлекаться на женщин: я должен стать художником! Работал день и ночь. Все изменила одна встреча...

НИНА ШЛА В БИБЛИОТЕКУ

- Я возвращался с занятий. Навстречу - удивительного дворянского благородства девушка с прямым носиком, как на античных камеях, нежная, хрупкая.

- Куда идете? - спрашиваю. Она строго посмотрела:

- В библиотеку!

- А вы кто?

- Нина. Учусь в университете.

- А зачем идете в нашу библиотеку, у вас своя есть?

- У меня там бабушка работает. Екатерина Леонтьевна Бенуа.

Бабушку ее все студенты хорошо знали. Дочка великого русского архитектора Леонтия Бенуа, ректора Императорской академии. Его брат Александр Бенуа - известный художник. Третий брат - Альберт, основатель Русского императорского общества кавалеристов, с государем ездил, рисовал прекрасные акварели. Умер в нищете в Париже, как и Александр. Леонтия после революции посадили, потом вернули в академию. Бабушка жила на Васильевском острове в маленькой восьмиметровой комнатке. А когда-то весь дом им принадлежал. И не один!

Вскоре Нина Виноградова-Бенуа стала моей женой. Единственной - и навсегда! В свадебное путешествие мы поехали на Ладогу. Мою любимую. Был мороз - спасибо, приютили в клубе местном, под портретом Маркса. Помню Рюриковскую крепость, ветер, бескрайние просторы, замерзший Волхов и церковь XII века Георгия Победоносца. Нина занималась живописью, искусствоведением, историей русского костюма. Она создала 500 потрясающих костюмов в Большом театре для «Легенды о граде Китеже». Я считаю, что по-настоящему мужчина любит ту женщину, от которой хочет иметь детей. И любит их. Я хотел детей только от моей жены Нины.

Иван и Вера уже взрослые. Оба художники.

А Нина Виноградова-Бенуа трагически погибла 24 мая 1986 года. Тайна ее гибели не раскрыта до сих пор, говорит с болью Илья Сергеевич. Нину нашли в Москве выпавшей из окна. Убийство, самоубийство?

ДЖИНА ЛОЛЛОБРИДЖИДА ЗВАЛА В РИМ

Глазунов рисовал самых красивых, знаменитых женщин планеты. Индиру Ганди, Клаудиу Кардинале, Джульетту Мазину, Джину Лоллобриджиду. Актриса Беата Тышкевич подарила фото с нежной надписью «Моему Илье, лучшему из лучших».

- Ходили слухи, что Джина была очень влюблена в вас.

- Могу признаться, что и я был влюблен в Джину. Устоять перед ее чарами трудно было.

Впервые встретились в 1961 году в Москве. Она нашла меня. Я сделал рисунок. Хотела иметь портрет маслом. Я сказал, что для этого есть только две возможности. Или вы останетесь в Москве, или я приеду в Рим. Но в Москве она не могла остаться, а я даже не мог представить, что когда-нибудь попаду в Италию. Я не был членом Союза художников, сомнительный диссидент, чьи картины не помогали строить коммунизм. Однако Джина проявила невиданную энергию, подключила Висконти, Альберта Моравиа, других деятелей культуры Италии. Два года они атаковали советское правительство, пока меня не выпустили. Встреча была очень горячей. Приятно, что мой портрет Джины находится на ее вилле в Риме на знаменитой Аппиевой дороге, где когда-то шли отряды Спартака.

- Но вы и сами могли навсегда остаться на той вилле, Илья Сергеевич!

- Скромность не позволяет об этом говорить. Но действительно мог остаться в Риме, где моя выставка имела большой успех. На эту тему со мной говорили очень деликатно Феллини, Висконти. Предлагали выбрать свободу. Вот и Джина не понимала, почему я возвращаюсь в Москву, фактически в тюрьму, где у меня было много проблем с мастерской, жильем, выставками. Но для меня Родина не та страна, где больше платят и лучше с питанием. Это тайна - понятие Отечество, земля отцов, Великая Русь. Лучше в Сибирь на нары, чем на виллу в Канары!

- Никогда потом не жалели, что не остались там?

- Нет.

Фраза про сибирские нары - не пафос. В 80 лет такими словами не бросаются. Он ведь действительно много раз мог навсегда остаться за границей, как некоторые коллеги по искусству. Но всегда возвращался домой. Из Америки, Чили, Германии, Финляндии, Индии, многих других стран, куда позже все-таки стали выпускать знаменитого на весь мир художника советские вожди. У них он был не в чести, зато многие политики на Западе считали за честь иметь портреты кисти Глазунова.

ИННА СПЕШИЛА В КОНСЕРВАТОРИЮ

Последние годы рядом с Глазуновым - русская красавица Инесса Орлова.

- Мы познакомились лет пятнадцать назад. На улице. Она шла в консерваторию. Меня поразило ее прекрасное лицо! «Я художник, хочу вас нарисовать!» - сказал я. Сейчас Инна работает директором моей галереи на Волхонке, 13. Инночке 45 лет. Я считаю, что, когда есть разница в возрасте между мужчиной и женщиной, это хорошо. Это очень часто вызывает особые отношения.

Инна значит в моей жизни очень многое. Самое страшное на свете - одиночество и предательство. Особенно когда предают мужчины. Женщины предают, понятно, как бывает. Инна разрушает мое одиночество, окружает вниманием, заботой и любовью. Считаю, что она меня не предаст, верю в это. За что я ей очень благодарен. Я ее рисовал и рисую сейчас.

- Можно ли назвать Инессу вашей последней Музой?

- Да, каждую женщину, которую пишешь, можно назвать Музой. Будь то поэзия, живопись, проза. Но вспомним высокие строки Пушкина, посвященные Анне Керн: «Я помню чудное мгновенье!» Однако любят смаковать, что на самом деле все было не так.

- Ну да, вспоминают банальный диван, о котором поэт писал другу в личном письме.

- Поэтому я бы назвал все-таки своей Музой неизреченный и бескрайний для меня образ России. Это и есть источник воли, вдохновения и сопротивления.

А Инночку я просто очень люблю!

www.kp.ru


Смотрите также